ЕВГЕНИЙ РУБЕНОВИЧ СИМОНОВ — Главный режиссер театра (1969-1987)

Пятого декабря 1968 года ушел из жизни Рубен Симонов. Руководство Театром предложили взять на себя Евгению Рубеновичу Симонову. Тот ушел из Малого и с января 1969 года официально стал главным режиссером Вахтанговского театра.

С именем Евгения Рубеновича Симонова во многом связан взлет Вахтанговского Театра на рубеже пятидесятых-шестидесятых. Евгений Симонов — человек легкий, веселый и благожелательный, прекрасно знавший поэзию, влюбленный в музыку, увлекательный рассказчик, оратор и фантазер. Симонов был фанатиком идеи поэтического, возвышающего театра, которую, к сожалению, до конца не сумел воплотить.

Е. Р. Симонов руководил Театром имени Евгения Вахтангова почти восемнадцать лет. Регулярно выходили постановки главного режиссера, но жизнь в обласканном и орденоносном коллективе угасала. Симонов пытался ставить что-то «крупное», «важное», но художественного успеха это не приносило.

Однако эти годы стали для театра годами отдельных актерских удач.

Лариса Пашкова в1968 году блестяще сыграла Меланию в горьковских «Детях солнца», поставленных Е.Р. Симоновым.

Настоящий успех ждал Юлию Борисову в 1971 году в симоновском спектакле по Шекспиру «Антоний и Клеопатра».

В хорватской драме «Господа Глембаи» по М. Крлежи (в постановке М. Беловича) блистали актеры: Г. Абрикосов (старик Игнат), Ю. Яковлев (в роли художника Леона), холеную баронессу, циничную и расчетливую, играла Л. Максакова, духовника Зильбельбранта (образ, близкий мольеровскому Тартюфу) играл В. Лановой, зловещего юрисконсульта фирмы — Е. Карельских, циничного Фабрицио — В. Осенев, юного Оливера — В. Иванов.

В спектакле «Великая магия», вышедшем в 1979 году, (второй постановке М. Беловича) было также много актерских удач: Ю. Яковлев играл здесь взрослого ребенка, наивного и смешного любителя пофилософствовать, В. Этуш, игравший «мага» Марвулью поэтом авантюризма, Л. Максакова в роли пленительной и нелепой Дзайры — его жены, и вся семья Ди Спелта (А. Казанская, Е. Добронравова, В. Дугин).

Среди актерских удач В. Ланового можно отметить роли: Протасова в «Детях солнца» в 1968 году, в 1971-м - рвущегося к власти Октавиана из «Антония и Клеопатры» (это стало одной из лучших ролей В. Ланового), в 1975-м - Огнева в спектакле «Фронт».

Для М. Ульянова крупной ролью этих лет явился шекспировский Антоний. В 1979 году своеобразной вариацией этого образа стал Степан Разин по В. Шукшину в собственной постановке Ульянова. Но самой значительной работой М. Ульянова в эти годы стал шекспировский Ричард III в одноименной трагедии, поставленной в 1976 году армянским режиссером Р. Капланяном.

В театр приходили новые актеры. В конеце шестидесятых  И. Купченко, М. Вертинская, В. Малявина, В. Зозулин, Е. Карельских, Ю. Шлыков, А. Павлов, О. Форостенко, Э. Шашкова, Н. Русланова, В. Иванов, А. Галевский вошли в основной репертуар театра.

Публика, как всегда, с удовольствием ходила на комедии. В спектакле «Будьте здоровы» П. Шено (1983) играли легко и изящно Этуш, Васильева, Вертинская, Иванов, Петерсон. В веселых «Старинных русских водевилях» (1980) появилось много вновь пришедшей из училища молодежи: В. Симонов, С. Маковецкий, О. Чиповская, А. Рыщенков; радовали зрителей и «звезды»: В. Лановой, Л. Максакова, Л. Целиковская.

Имели успех у публики «Три возраста Казановы» (1985) по пьесам М. Цветаевой «Приключение» и «Феникс» — романтизированная постановка, последовательно представлявшая молодого Казанову (Е. Князев) и Генриэтту (Е. Сотникова), зрелого Казанову (В. Лановой) и Мими (О. Чиповкая) и старика Казанову (Ю. Яковлев) с юной Франческой (О. Гаврилюк).

На волне перестройки одна за другой стали выходить критические статьи, заново осмысливающие драматическую историю вахтанговцев последних лет. В театре началось подспудное волнение.

Брожение в труппах было знаком времени. Происходило это мучительно, кроваво, надвое разделялся МХАТ, бурлил Театр им. Ермоловой, вскипали страсти вокруг ТЮЗа.

Двадцать пятого сентября 1987 года в вахтанговском театре состоялось общее собрание — расставались с Евгением Симоновым. Уходя, он говорил о том, что родился здесь, что любит всех и ни на кого не держит зла. Настроение было тяжелое, вахтанговцам еще не было понятно, что именно сулит им перемена судьбы. Выбранный художественным руководителем Михаил Ульянов сказал, что уход Симонова — страшный шаг, но время не располагает к милосердию — театру нужен новый путь.