МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ УЛЬЯНОВ — Художественный руководитель театра (1987-2007)

Принимая театр, М. А. Ульянов сказал, что он, во-первых: никогда сам не будет ставить спектаклей, во-вторых: не будет сокращать труппу, поскольку прожил здесь всю жизнь и не хочет «крови», в-третьих: будет приглашать крупных режиссеров и драматургов. Вскоре в штат Вахтанговского Театра  были приняты три известных режиссера: Петр Фоменко, Роман Виктюк и Аркадий Кац.

Первой премьерой после ухода Симонова стал «Кабанчик». Для постановки пьесы В. Розова был приглашен известный рижский режиссер Адольф Шапиро.

К концу 1987 года состоялась премьера «Брестского мира» М. Шатрова — документальной пьесы, пролежавшей без движения двадцать пять лет. И в новой редакции эта пьеса была полуправдой, но казалась очень смелой: впервые на сцене появились такие персонажи, как Троцкий (В. Лановой его играл актерствующим позером) и Бухарин (А. Филиппенко). Грузинский режиссер Роберт Стуруа ставил спектакль об одиночестве Ленина среди своих в попытке немедленно закончить войну. М. Ульянов играл Ленина без портретного грима, страстно. Многое в жестком, аскетичном спектакле Стуруа оказалось снято еще действовавшей театральной цензурой, но когда под трагическую музыку Гии Канчели знаменитые революционеры в черных пальто, точно вороны, выходили бандой из глубины сцены — становилось страшно.

Вахтанговцам в эти годы важны были не только новые режиссеры, новые темы, но и новая острота содержания спектаклей.

В этом ряду, стала постановка комедии Э. Скриба «Стакан воды», задуманная как бенефис Юрия Яковлева — красочный спектакль Александра Белинского, оформленный Иосифом Сумбаташвили. Юлия Борисова неожиданно сыграла королеву Анну трогательно наивной дурочкой. Людмила Максакова в роли герцогини Мальборо стала вулканической женщиной-генералом, а поручика Мешема Максим Суханов представил простоватым дурнем в костюме гвардейца.

В театр из училища пришла молодежь. В восьмидесятых: С. Маковецкий, О. Чиповская, А. Рыщенков, В. Симонов, М. Семаков, Е. Князев, Е. Сотникова, М. Васьков, О. Гаврилюк. За ними: М. Суханов, Ю. Рутберг, М. Есипенко, Л. Вележева, Н. Молева.

В 1989 году Гарий Черняховский перенес на большую сцену свою студенческую постановку «Зойкиной квартиры», заменив часть исполнителей. Тогда обратили внимание на М. Суханова — Аметистова — подвижного, неунывающего и вездесущего пошляка-хамелеона. В роли Зойки заметным стал дебют Юлии Рутберг.

В 1989 году в Театр имени Евгения Вахтангова пришел Роман Виктюк. Впервые он появился здесь еще в 1983-м, поставив «Анну Каренину» по Л. Толстому. В инсценировке М. Рощина главной была не история любви, а нравственный сюжет романа. Спектакль обращал внимание масштабностью взятых на себя задач.

В 1990 году Виктюк поставил на вахтанговской сцене английскую мелодраму «Дама без камелий» вновь с Людмилой Максаковой в главной роли.

Существенной работой Романа Виктюка стали «Уроки мастера» Д. Паунелла на сюжет из советской истории. В черно-белом пространстве художника В. Боера героями политического фарса выступили Сталин, Жданов, Прокофьев и Шостакович. Ульянов играл Сталина бесстрашно: на резких переходах, с грубостью, жестокостью, тяжелой физиологичностью и трагическим нервом. Жданова, сочетавшего прямое подхалимство и наглое чувство независимости, изворотливость и циничную откровенность, А. Филиппенко играл эксцентрично. Возникала фигура мелкого беса, инквизитора с ухватками уголовника. В Прокофьеве, которого играл Ю. Яковлев, был страх и, как писал критик А. Свободин, стремление сохранить достоинство русского интеллигента в обстоятельствах, когда это невозможно. Шостакович Сергея Маковецкого казался совсем юным (эта роль стала настоящим открытием молодого актера, хотя он не первый раз появлялся на вахтанговской сцене).

Роман Виктюк поставил здесь и свой самый демократичный спектакль, полный восхищения перед искусством «Я тебя больше не знаю, милый». Постановка дала повод для демонстрации мастерства таких актеров, как Л. Максакова и С. Маковецкий, Ю. Рутберг и молодая М. Аронова.

В марте 1991 года Аркадий Кац выпустил «Мартовские иды» по роману в письмах Т. Уайлдера. Эта постановка рассказывала о Цезаре (которого сыграл М. Ульянов) в его последние дни. В спектакле играли: Ю. Борисова, И. Купченко, М. Есипенко, В. Иванов.

Вслед за «Мартовскими идами» на вахтанговской сцене появилась постановка Петра Фоменко «Государь ты наш, батюшка…» — сцены из пьесы Горенштейна о Петре I «Детоубийца». Фоменко впервые появился в театре еще в 1988 году с постановкой «Дела» А. Сухово-Кобылина. Следующий спектакль в постановке П. Фоменко «Без вины виноватые» А. Островского, по единодушному мнению прессы, стали лучшим московским спектаклем сезона 1992/93 года.

Вышедшую через год пьесу Д. Килти «Милый лжец» сыграли: Ю. Борисова (Стела Патрик Кемпбелл) и В. Лановой (Бернард Шоу). И пространство для «милого лжеца» и исполнителей Адольф Шапиро выбрал точно, в игре Борисовой сквозь чужую судьбу проступает своя: актерская ненасытность таланта, трезвый, острый ум и горечь уходящих лет. Бернард Шоу у Ланового не столько писатель парадоксального и блестящего ума, сколько человек театра — с актерским озорством и режиссерским упрямством, с готовностью безоглядно влюбиться, чем-то увлечься и оказаться беззащитным.

В 90-е годы в труппу Театра Вахтангова влились новые силы: М. Аронова, Ю. Красков, Н. Гришаева, А. Дубровская, О. Макаров, П. Сафонов, О. Тумайкина, А. Завьялов, О. Лопухов. 

В последнее десятилетие М. А. Ульяновым в Театр были привлечены режиссеры: Петр Фоменко («Пиковая дама»), Владимир Мирзоев («Сирано де Бержерак», «Лир», «Дон Жуан и Сганарель»), Сергей Яшин («Посвящение Еве»), Григорий Дитятковский («Король- Олень»), Римас Туминас («Ревизор»), Александр Горбань («За двумя зайцами»), Дмитрий Петрунь («Чулимск прошлым летом»), Михаил Бычков («Королева красоты»).

Много ставили и режиссеры — вахтанговцы: В. Иванов («Царская охота», «Дядюшкин сон», «Мадемуазель Нитуш», «Правдивейшая легендаодного квартала»), В. Шалевич («Али-Баба и сорок разбойников»), Ю. Шлыков («Собака на сене»), П. Сафонов («Чайка», «Калигула», «Глубокое синее море»).

26 марта 2007 года Михаил Александрович Ульянов ушел из жизни.