Спектакли Театрального института имени Б.В.Щукина


Елена Юр
2 July 2014 19:17
Светлым счастьем наделю (Сон в летнюю ночь. Режиссер Павел Сафонов. Художник Максим Обрезков. Театральный институт имени Б.В.Щукина)

Июль вступил в свои права, закрываются театральные сезоны московских театров. Не явился исключением и Учебного театр ТИ имени Б.В.Щукина . 30 июня выпускной курс Владимира Иванова отыграл на «бис» на Большой сцене театра Евг.Вахтангова в переполненном партерном зале последний спектакль, волшебную сказку, романтическую комедию У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник, режиссер Павел Сафонов). Последние спектакли выпускных курсов всегда особенные. Они полны горячей неистовой верой исполнителей в свои творческие силы, светлой грустью близящегося расставания, радостным единством студенческого братства, что придает им неповторимое очарование …
Ни «Чайку», ни «Глубокое синее море», ни «Калигу» нельзя сравнить со «Сном» в чистоте и глубине взятой интонации, не смотря на звездные составы исполнителей. Последний «Сон» был по-особому светел, пах весной и счастьем, дышал любовью и искрился солнечным обаянием юности. Большая сцена подарила «Сну» мощь, которой не хватало в камерном зале ШД. В почти условных, лишенных земной материальности декорациях ( художник Максим Обрезков): белой гальке морского побережья - границе волшебного леса, легкой дымке вечернего и предрассветного тумана, лунной полоске света, белых простых одеждах героев рождался сказочный лес, хрустальный, прозрачный, как сон, таинственное место, царство эльфов и вечной весны.
Они играли как в последний раз. Широко, раскованно, не скупясь на жест, задыхаясь от переполнявшей радости родного партнерства, от наслаждения владением шекспировским словом. Это был спектакль про них – про молодость, любовь, страсть, обманы Купидона, братство друзей, про мечту воспарить над земной реальностью в поиске чудесной гармонии и счастья. Невероятные таинственные приключения их героев в мире грез казались настоящей явью, а реальная явь - почти трагическим сном. Зритель с большой радостью окунулся волшебный мир летнего сна и испытал истинное блаженство от игры молодых актеров.
Волшебная пара царя теней Оберона и Титании , царицы фей, (Артем Блинов и Ксения Кубасова) была ослепительно хороша. Парящая Титания, звонкая и непокорная и хитрый добрый Оберон, съедаемый нетерпением в исполнении своего желания получить пажа. Актеры на полутонах играли любовь нежным прикосновением кончиков пальцев, тихим поцелуем, жарким полувзглядом. Они были прекрасны…Прекрасен был и Федор Бавтриков - Пэк, « веселый верный дух, ночной бродяга шалый», шут царя теней Оберона ). Легкий, озорной, вездесущий, готовый посмеяться не только над бедными влюбленными, но и над самим Обероном. Радующийся своим проделкам. Интересные работы у актеров, играющих лирических героев - Полины Чернышовой( Елена), Павла Яковлева( Деметрий), Виктории Коваленко ( Гермия), Андрея Удалова( Лизандр). Чувственные, горячие, искренние.
Шестеро афинских мастеровых (Пигва- Константин Белошапка, Основа- Александр Галочкин, Рыло- Сергей Шаталов, Заморыш- Александр Волочиенко, Дудка, Миляга - Владислав Дорофеев),ставящих шутовскую буффонаду в честь свадьбы афинского герцога Тезея и Ипполиты(Денис Самойлов и Ася Домская ), играли веселый спектакль в спектакле. .Актеры делали ремесленников стремительной сплоченной отличной командой, душа которой был жизнерадостный Основа (замечательная работа Александра Галочкина). Его герой с большим воодушевлением согласен играть все мужские и женские роли в прежалостной комедии про Пирама и Фисбу. Несмотря на волшебное перевоплощение, которое с ним произошло, он остался верен своему характеру и в новом образе осла, готового радоваться и охапке гороха и хорошего сена. Веселое шутовство ремесленников взрывало гомерическим смехом зал, а Лунный свет( Заморыш фактурного Александра Волочиенко ) , освещающий героев их смешного представления, с фонарем в руке и большим широким диском, венчающим голову , простыми атрибутами нехитрого костюма, широко улыбаясь, с ясными круглыми глазами внес в финал спектакля лирическую ноту…
В финальном поклоне все герои спектакля звонили в колокола, отправляя в романтический полет любви земной шар – глобус . Они пускали облака волшебного сна в зрителей спектакля, наделяя их светлым счастьем следуя завету Оберона;
Я же царственное ложе
Прежде всех благословлю;
Остальных влюбленных тоже
Светлым счастьем наделю…
Оберон искренне надеялся, что люди будут жить в мире любви. И мы не должны его разочаровать…
просто Анжик
6 July 2014 10:39
Елена, случайно не знаете, кто из этих ребят в какой театр уходит? Обычно на выпускных показах некоторые уже имеют предложения.
Елена Юр
30 April 2014 23:01
Живое полотно музыкальной мозаики. ( Музаика. Режиссер Владимир Иванов, Музыкальный руководитель Татьяна Агаева. Художник Максим Обрезков)



Класс-концерт - праздник повышенной актерской ответственности. Его можно сравнить с парадом, на котором молодые актеры демонстрируют музыкальную и хореографическую состоятельность в разных жанрах. Это народные песни – хоровые и сольные, песни из оперетт, мюзиклов, популярные эстрадные песни разных времен и музыкальные пластические портреты или дружеские шаржи на исполнителей, современный танец, балет, пантомима. Все это прочно связано в музыкальное ожерелье единой связующей или ведущей темой.

В «Музаике»,класс-концерте выпуска Владимира Иванова, основной стала русская тема. Режиссер, разделяя позицию Георгия Свиридова, что «истинная новизна нашего времени -возврат к национальной традиции в смысле нравственно-этического содержания», строит первую и финальную часть концерта как кантату. Она, мощно заданная свиридовской «Зимней дорогой», ворвалась на сцену широким раздольем, звоном бубенцов. Летят стремительные белые кони русской зимы, обжигая щеки маковым цветом. Не догнать. Разливается белым простором дорога. Снежные забавы разгоняют горячую молодую кровь… Звучит многоголосье хоровых народных песен из «Курских песен» композитора «Да, купил Ванька себе косу», «Ой, горе, горе», «За речкою, за быстрою», сливаясь с удалыми частушками и «Кумушками». Белым колоколом гудят льняные платья «Ой, лес, да река, да зеленые луга». Платки ведут хоровод на загляденье. Горят красные розы на их желтом полотне, бежит синь -река вдоль золотого берега, врезается в красное море под стук каблучков «Ой, я пойду , да на улицу». Кружит «Калинушка-малинушка, малиновый цвет» и выплескивает молодецкую удаль в едином выдохе «Да»…

Сольные песни «Прощай, радость…» (Артем Блинов), «Я его любила» (Полина Чернышова), «Жаворонок» (Татьяна Полосина) актеры исполняют блистательно, проживая трагическую судьбу их героев так, что нельзя остаться безучастным…

«Хороши вечера на Оби» (Татьяна Полосина и Сергей Шаталов). Полосина, в простом ситцевом платье в горошек, схваченном узким ремешком в тонкой талии, с притягательной хитринкой в улыбке, поет про гармошку так, что вспоминаешь сразу все фильмы 60-х годов. Точнейшее попадание в характер и время! Эти слова можо отнести и к трио из "Белой акации"(Полина Чернышова, Федор Бавтриков, Константин Белошапка).

Музыкальная мозаика соединяет в себе взрывающую зал мощь ритмического этюда «Рудокопы» в исполнении мужского состава студентов курса и македонскую песню девушек, с солнечными цветами в волосах и взлетающими жар-птицами в небо яркими платками. Зажигательную японскую версию песни «У моря, у синего моря» ( Виктория Коваленко и Регина Биккинина) и веселую тирольскую песню счастливого бюргера с большой кружкой пенного пива в руке ( Денис Самойлов) - «Нагадай мне, кукушечка, буду счастлив иль нет». Музаика возьмет в свое живое полотно веселую пародию на цыганскую песню с гитарными переборами и ритмом жаркого бубна (Александр Волочиенко, Федор Бавтриков) и философские «Метаморфозы» о том, что мир такой, каким ты его видишь( Регина Биккинина и Артем Блинов). Из волшебной трубы в результате стремительных превращений появляется то миниатюрная удивленная японка, то страстная турчанка, то жизнерадостная итальянка в широкополой шляпе. Они радуются этому миру, а вместе с ними улыбается и зритель.

Невесомая хрупкая «Маленькая балерина»(муз.А.Вертинского, сл. Н.Грушко) Ангелины Римашевской с грустными вишневыми глазами, бледным ликом Пьерро – «усталая игрушка больших детей», пантомима «Мое второе Я» (Регина Биккинина и Дарья Мороз), страстное «Танго»(Ксения Кубасова и Максим Бойцов), зажигательная песня великой Шер ( Ксения Кубасова) войдут в музыкальное ожерелье белым нефритом, арабским ониксом, алым, как кровь, рубином и черным жемчугом.

Тема оперетты и мюзикла почти вся отдана мужскому составу курса, который с ней справился на отлично. Чистота и отточенная синхронность в танцевальных движениях ,заряженная музыкой И.Кальмана в «Красотках кабаре», жизнерадостность терцета из «Фиалки Монмартра»( Артем Блинов, Денис Самойлов, Андрей Удалов), веселая философия песенки папаши Дулиттла «Если повезет чуть-чуть..» из мюзикла «Моя прекрасная леди»( Александр Галочкин и Тимофей Миркин передали легкое дыхание и неземную стихию оперетты.

Шуточный «Сomme d`habitude» («Как обычно»), заводной O-Zone и энергичный « La Cour des Miracles» ( «Двор чудес») из мюзикла « Notre – Dame de Paris»,извергают лавину молодой энергии в зрительный зал под нескончаемые аплодисменты счастливых зрителей.
Обрядовая пасхальная песня Евгения Смольянинова «По улице по широкой», славящая Христа, под нескончаемый звон колоколов венчает музыкальную мозаику. Глядя на горящие глаза и вдохновенные лица молодых актеров, охватывает светлая радость, и вспоминаются слова гениального Георгия Свиридова о том, что « главное в музыке, как и в искусстве то, чего нельзя придумать. Оно является как откровение, в котором всегда есть загадка. За последние годы появилось много измышленного искусства, исходящего из разума, из рассудка. Подлинно гениальное, великое всегда народно». Это понимают сердцем и создатели «Музаики» и зрители. С любовью и большим умением вытканное живое полотно музыкальной мозаики поет нам о том, как прекрасен мир, в котором мы живем…
L Makkova
1 May 2014 14:11
Елена, скажите, а что бы Вы посоветовали из их спектаклей для первого знакомства: Сон в летнюю ночь, Расточитель, Кухня, Поздняя любовь?
Я теряюсь, не знаю, что выбрать..
Елена Юр
29 April 2014 01:10
Да, я успела утром прочесть пояснение Станислава о «пылинке шика». Не очень понятно, почему удалился его комментарий.
Мне, очевидно, не понять «умное и шикарное» кулябинское прочтение «Евгения Онегина», где Татьяна с сигаретой знакомится с Онегиным на крыльце (или на лестнице?), где героиню раздевают до нижнего белья и одевают, как Онегина, в мужское платье, и она встает в дружный танцевальный хор, в точности копируя его столичное поведение. Спасибо Кулябину, что не заставил героиню заниматься «дежурным сексом», как делал Онегин в начале спектакля. Я даже не говорю о том, что пушкинский финал изъят из спектакля, что единственный герой, которому режиссер «доверил» текст был Зарецкий, которого актер играл криминальным авторитетом. О какой актерской импровизации на таком уровне мышления можно говорить? Такого рода «пылинок шика» в спектакле Кулябина было много. Обо всех вспоминать не хочется. Актеры были в этом спектакле не созидателями образов. Разве Вы запомнили их игру, которую будете вспоминать через много лет? Вряд ли. Ее не было. Вы будете помнить режиссерскую концепцию спектакля, в котором ни одному герою не хочется сострадать…Вопрос, который возникает после этого спектакля, по какому праву режиссер позволил себе так обращаться с авторским текстом и мыслью? …
Что такое актерский театр? Это торжество актерской игры. Вспомните «Литургию «Зеро»» Александринского театра и блистательную игру Антона Шагина и Эры Зиганшиной. Не забыть. ..
А «Тихий Дон» Григория Козлова, лучший, на мой взгляд, спектакль «Золотой маски», где актеры выступают единым сплоченным ансамблем? Шесть с половиной часов, что идет спектакль, пролетают как мгновение. Импровизационных «пылинок» с самой большой буквы в этой работе не сосчитать… Режиссер не стремится заигрывать с публикой, предлагая ей свою концепцию произведения, стараясь искусственно осовременить автора. Он проникает вглубь авторской мысли, и зритель поражается ее горячей современности…
Курс Владимира Иванова в творческом подходе близок к «Мастерской» Григория Козлова. Это дает большую надежду на будущее нашего театра…
просто Анжик
1 May 2014 13:20
Какие-то непонятности происходят с форумом – хотя, возможно, мой ответ не разместился и по каким-то техническим причинам.
Курс Владимира Иванова на данном этапе очень сложно сравнивать с ребятами из Мастерской Козлова. Более того, не уверена, что многие из них вообще смогут приблизиться к уровню актёрского мастерства питерских ребят по многим параметрам. Держать паузу на сцене, наполняя зал тишиной бешенного драйва и вибрацией смыслов – простите, но такого даже во взрослом театре не часто встретишь, не говоря уже о ребятах-ивановских-выпускниках. Очень разные наставники, разная школа, разный творческий подход как разные и города, откуда эти ребята.
Что до Кулябинского «Онегина», то тут мы с Вами никогда не найдём ни общего знаменателя, ни точки пересечения, хотя в чём-то Вас понимаю. В моём зрительском «саквояже» есть такие спектакли, которые отторгаются мною несмотря на то, что сделаны умным режиссёром, со своим индивидуальным подчерком и далеко не лишены смысла. Как говорится – верю, знаю, но смотреть не могу и обхожу стороной. Думаю, тоже произошло с Вами и «Онегиным». Для меня же в этом спектакле совпало всё – и умная, азартная актёрская игра, и подача текста классика (зачем идти от первой до последней буквы того, что известно со школьной скамьи), и переодевания, и знакомство с сигаретой, и «дежурный секс», и финал – мощный по смыслу финал - который заставляет и заставляет задумываться про то, о чём писал классик и эту мысль Кулябин не потерял, а возможно даже усилил.
Елена Юр
10 May 2014 15:10
Лина, для первого знакомства с курсом я бы посоветовала "Сон в летнюю ночь". В этом спектакле нет актерских "неудач". Спектакль светлый. чистый, воздушный, лишенный земного притяжения. Полон веселья,жизни, любви. В современном театре такого сейчас не встретишь. Прошу прощения за поздний ответ - была вне цивилизации...
просто Анжик
10 May 2014 18:59
Для информации - 30 июня ребята сыграют "Сон в летнюю ночь" в театре Вахтангова.
Елена Юр
26 April 2014 22:54
Анжик. поясните, пожалуйста, что такое "пылинка шика"? Это вишенка на торте?...
Робертино Лоретти детям дал совет - "петь надо сердцем". Тогда и родится настоящая песня. Думаю, что и настоящие спектакли так и рождаются. Так родился и "Кот в сапогах", и "Сон",и "Расточитель", и "Музаика", и "Поздняя любовь",и "Машинистки", и "Чеховъ". Это актерский театр, не режиссерский, где порой актер используется как марионетка и его (драматического актера!) лишают слов. Яркий пример такого режиссерского театра -"Онегин" Тимофея Кулябина, получивший "Золотую маску"). И это культирируется сегодня, возводится на пьедестал. Для кого-то такой спектакль может быть "вишенкой на торте", театральным деликатесом. Грустно...
просто Анжик
28 April 2014 20:30
Елена, не знаю, успели Вы прочитать краткий, но лаконично верный комментарий от Станислава по поводу «пылинки шика». От себя могу добавить, что это точно не вишенка на торте. Что касается актёра, то это может быть неуловимое движение, взгляд, звук – флюид, душа (если хотите), которая откликается на заданный режиссёром ритм, рисунок, но с точной импровизацией здесь и сейчас. Импровизация, которая как пылинка нарушает идеальный «порядок» режиссёра, но пространство спектакля от этой «запылённости» выигрывает.
Елена, что такое актёрский театр, увы, не понимаю. Для меня театр начинается от режиссёра, от его умения читать произведение, которое будет спектаклем, и актёров, понимающих, осознающих, чувствующих это прочтение. Кулябинский «Онегин» - умное и шикарное (именно с той самой пылинкой) прочтение великого классика! Совершенно заслуженная Золотая Маска и это радостно.
Елена Юр
26 April 2014 00:30
Советую посмотреть весь весь репертуар выпускного курса. Есть уникальные актерские работы. Галочкин,Бавтриков, Блинов в "Расточителе", они же во "Сне в летнюю ночь". Во "Сне" и в "Коте в сапогах" хорош весь актерский ансамбль. Чернышова и Кубасова всегда на высоте в любом спектакле.Нет харизмы и энергии не хватает? Согласиться с этим просто невозможно. Репертуар очень интересный. Тот уровень, на котором работают эти молодые актеры настолько высок, что многие спектакли, участники "Золотой маски", выглядят плохой самодеятельностью по сравнении с ним.
Курс работящий, думающий, а это залог успеха в будущем. Хочется пожелать всем выпускникам удачи...
Елена Юр
24 April 2014 23:56
Иллюзорные мечты. ( Кухня. Режиссер Кирилл Пирогов. Художник Максим Обрезков. Хореограф Олег Глушков)

Что еще нужно, когда дают работу и платят хорошие деньги?...
Мистер Маренго, владелец ресторана.

Динамичный, густонаселенный спектакль « Кухня» по одноименной пьесе английского писателя Арнольда Уэскера (1959) , в котором занят почти весь выпускной курс Владимира Иванова, появился в афише Учебного театра ТИ имени Б.В.Щукина 20 марта. Он был поставлен в рекордно короткий срок – за полтора месяца. Режиссер спектакля Кирилл Пирогов исследует не столько мир производственных отношений молодого рабочего коллектива, в котором работают английские иммигранты одного из лондонских ресторанов в конце пятидесятых годов ХХ века. Мечта о покупке счастья в чужой стране останется для многих из них эфемерной иллюзией. Жестокий мир тяжелого производства беспощадно раздавит ее. Режиссеру и молодым актерам важно узнать, что помогает этим людям выжить …
Иммиграционная тема, давно ставшая серьезной для крупных городов мира, пришла в последнее десятилетие и в Москву, куда, как в рабочую Мекку, стремятся сотни тысяч эмигрантов из бывших союзных республик в надежде найти достойную работу, чтобы прокормить семью. Поэтому она горячо звучит в этом ретро-спектакле, который предоставляет зрителю возможность оглянуться на полвека назад и через увеличительное театральное стекло лучше понять то, что происходит сегодня…
Художник Максим Обрезков решает сценографию спектакля исключительно в темных тонах, следуя авторской и режиссерской идее показать темные стороны большого производства, копирующего устройство мира. На черных стенах сценического пространства в едином графическом пейзаже сливаются вывеска «Morning Coffeе best in town. Restourant» с рекламой предлагаемых блюд и длинной очередью из молодых людей. Огромная плита с горящими красными огнями конфорок занимает центральное место сцены. Вокруг нее, как вокруг солнца, вращаются повара под звук острых ножей. Ее раскаленное тело постоянно требует работы – кипящих кастрюль и скворчащих сковородок…
Такая кухня - опасное место, где можно оступиться и попасть в котел с кипятком. Место вечной гонки официантов: колбаски, французский салат, рыба, котлеты… Работа на высокой скорости до изнеможения, когда кажется, что полет тарелок остановить невозможно. Место грубого выяснения отношений, оскорблений, унижения. Место, где «люди превращаются в зверей», шутят «две порции вареного ирландца с гарниром» и из жалости подают хромому инвалиду войны тарелку несвежего супа. Место, где безжалостно уничтожается личность и трудно остаться человеком …
Отдых наступает с небольшим рабочим перерывом, когда можно немножко отдохнуть, улыбнуться и помечтать. О чем может мечтать человек, который работает на конвейере как заводная машина? Заветная мечта киприота Димитрия, кухонного рабочего (Сергей Шаталов) не работа на кухне, на заводе, где «рабочий делает одну деталь, и сам становится деталью большого производства», а маленький домик- сарайчик, своя мастерская, где он будет дарить жизнь сломанным приборам (фотоаппаратам, проигрывателям, мелкой бытовой технике). Шаталов играет человека, наделенного инженерным талантом . Чуткие докторские руки его героя готовы отремонтировать все, что перестало работать. «Я его сделал!» - он очень доволен своим подарком коллективу , старым чемоданчиком, в котором спрятан починенный им патефон. Веселая заводная мелодия старой пластинки заставит коллег на мгновение забыть реальность и окунуться в стихию музыки и танца … «Моney,money» звучит мечта немца Ганса ( Александр Волочиенко). Песню Лайзы Минелли он подбирает на гитаре в короткий перерыв, и из-под кучерявого чуба блестят горячие глаза, явно представляющие и считающие денежное счастье… Итальянец Раймонд ( Андрей Удалов) грезит о любви красавицы Анджелины. Его сердце поет о ней, а жаркие руки и губы готовы страстно служить своей избраннице… Мечта кондитера Пола (Тимофей Миркин) о тишине и отдыхе вне мира сумасшедших «кухонь – заводов, домов, офисов, где люди – свиньи, сброд». Он ненавидит немца Петера и хочет найти настоящего друга. Спокойный, рассудительный, сдержанный Пол Миркина – философ, который не может представить, что он и другие люди будут делать, если в одно прекрасное утро не увидят привычного сумасшедшего мира. «Я не буду делать пирожные?»- в раздумье произносит он и понимает, что не хочет отказываться от дела, которым виртуозно владеет и любит… Ирландская мечта нового повара Кевина (Максим Туранцев) о грезах наяву останется для всех загадкой. После первого дня работы на новом месте он поймет, что ничто не заставит его остаться работать в этом аду…Веселый, жизнерадостный, не желающий говорить по-английски, умеющий постоять за себя, немец Петер ( Артем Блинов), которого Пол резко обвиняет в отсутствии мечты, готов помечтать - увидеть вместо стен прибрежные скалы и звезды, но произнести вслух, что ему дороже всего на свете, не хочет. Он безнадежно влюблен, страшно ревнуя и задирая свою Монику (Ксения Иванова) обидным словом «корова», которое он произносит с любовью, слыша в ответ страстное «хулиган». Моника никогда ни подарит ему счастье, ведь ее мечта о собственном доме совсем скоро осуществится – муж обещал… Одинокий голос Альфредо (Максим Бойцов): «Мне нравится, как гудят плиты» кажется окружающим безумием, болезнью: «Ты сумасшедший, если тебе нравится эта работа. Весь мир – кухня. Он никогда не изменится. Это сумасшедший дом. Мы все уйдем, а кухня останется».
У владельца ресторана мистера Маренго (Павел Яковлев) красивого ухоженного молодого человека в белоснежной рубашке и модном черном костюме своя правда. Он уверен, что живет в нормальном мире. Только Бог может остановить этот мир. Поэтому он жестоко избивает Петера, который на оскорбление «проклятый немецкий ублюдок» берет топор и рубит техническую систему обслуживания кухни. Его стихийный протест против человеческого унижения, социальной несправедливости быстро пройдет, когда он почувствует, что случайно ранил себя, и не станет оказывать сопротивления хозяину ресторана. Маренго смотрит в потные лица рабочих и не понимает, что еще нужно, когда дают работу и платят хорошие деньги?...
Все герои спектакля появляются из зрительного зала, и не покидает чувство, что каждый из нас тоже может оказаться или уже находится на своей «кухне». Но надо помнить, что пока в человеке живет мечта, пусть даже иллюзорная, он выстоит в любой ситуации...
Спектакль смотрится с большим интересом.Ты искренне переживаешь за героев и ловишь себя на мысли,что подобные чувства в современном театре встречаются нечасто. Молодые актеры так профессионально выросли за этот год и так честны в своей работе, что глядя на сложившийся актерский ансамбль испытываешь горечь сожаления, что близится конец театрального сезона,и выпускники разлетятся по разным театрам...
просто Анжик
25 April 2014 14:18
Да, курс хороший, любопытный, по своему интересный, но были выпуски ребят, которые не просто завораживали своей игрой - в них чувствовалась актёрская энергетика, харизма. На этом курсе увидеть такого пока не случилось.
Елена Юр
2 April 2014 14:40
По велению горячего сердца. (Поздняя любовь. Режиссер Ирина Пахомова. ТИ имени Б.В.Щукина)





Выпускной курс Владимира Иванова радует встречей с классической драматургией А.Н.Островского, пьесой «Поздняя любовь» (Сцены из захолустья), редко идущей на театральных подмостках. Живой, чистый, пронзительный, честный спектакль с глубокими зрелыми актерскими работами поставила художественный руководитель театра С.А.Д. Ирина Пахомова, режиссер-педагог ТИ. Эту работу надо обязательно успеть увидеть…

Захолустье, глушь, малолюдная часть города, живет своей жизнью. Здесь все утопает в любви, точно весной в зарослях дикой душистой сирени. В сердце каждого обитателя этих мест бушуют чувства, тайные желания, мечты...

Любовь бесприданницы Людмилы Маргаритовой, немолодой девушки ( Мария Павлова), к Николаю Шаблову ( Максим Бойцов), азартному игроку и пьянице, ослепила ее, как наваждение, сон, от которого трудно проснуться. Кроткая, исполнительная, работящая, честная, она во имя спасения своего возлюбленного отдаст последние, с трудом скопленные пятьдесят рублей и совершит кражу важного юридического документа. Потом долго будет каяться перед больным старым отцом и твердить , как заклинание, что иначе поступить не могла: «Я должна помочь, другой любви я не знаю и не понимаю». Считая за счастье жить для других, она готова «умереть» во спасение человека . Белой чистой голубкой Людмила Марии Павловой останется и для отца, и для братьев Шабловых…

Любит и боготворит дочь Герасим Порфирьич Маргаритов, адвокат из отставных чиновников (Павел Яковлев), считая ее своей «спасительницей». Именно она остановила его от самоубийства, когда он, преуспевающий адвокат, вынужден был продать все имущество и дом, чтобы выплатить долг за выкраденный писарем документ на сумму двадцать тысяч рублей. Яковлев играет любящего отца, верящего дочери безоговорочно. Добрые глаза, мягкий голос, бесконечная нежность в отцовском поцелуе. Он гордится ею, единственной драгоценностью в жизни. Ради нее он берется за любую работу, чувствуя себя виноватым за загубленную молодость дочери. Поэтому лихорадочно трет руки, излишне суетится перед богатым клиентом Онуфрием Потапычем Дородновым, купцом средних лет ( Артем Блинов), важным барином с тростью и сверкающим перстнем на пальце. Проигрышное дело по уплате старого долга с богатой вдовы Варвары Харитоновны Лебёдкиной ( Полина Чернышова) в случае удачи сулит Маргаритову большие деньги, которые могут стать приданым для дочери. Стряпчий рад, что у него «повалили дела». В них он дотошен, аккуратен. В бумагах царит строгий порядок. Его красивый певучий голос охватит тревога, когда он не найдет во второй раз в своей жизни важного документа. После страшного признания дочери он по-стариковски обмякнет, ноги откажут ему в послушании, и он тихо произнесет: «Взял у меня последнее – дочь». Он почувствует себя «нищим и презренным стариком , не понимая , «какие дьяволы из ада» обольстили его дорогую голубку, променявшую отца на пьяницу и мота …

Любит Людмилу и Дормедонт, младший сын Шабловой, писарь Маргаритова ( Сергей Шаталов). Он и внешне похож на Маргаритова – такой же светлый и ясный взгляд, ласковый голос и нежность в словах. Признание в сердечных чувствах к Людмиле, которое он по своей наивной доверчивости откроет матери: «Я, маменька, влюблен», будет встречено ею почти смехом: «Одна женщина тебя любить может – мать». Считая сына юродивым, не достойным любви женщины, она не услышит его влюбленного большого чистого сердца. Сергей Шаталов делает своего героя камертоном спектакля. Высокий мальчишеский голос Дормедонта звонким колокольчиком всегда будет предостерегать Людмилу об опасности. Юношеская любовь останется безответной, но озарит светом темные комнаты дома. Дормедонт безошибочно будет чувствовать, что происходит в душе у Людмилы: «Вы все для брата, а чувствую я». Для его любящего сердца больно видеть позор родного брата, и он , как и Людмила, отдаст ему последний рубль. В своих мечтах он будет рад видеть брата и Людмилу счастливыми…

Любит и волнуется за своего старшего сына Николая Фелицата Антоновна Шаблова, хозяйка небольшого деревянного дома (Ксения Иванова). Она жалеет беспутного сына, не одобряя его привычку к трактирам и игорной страсти. С гордостью она вспоминает время, когда у Николеньки дела шли успешно и деньги водились, только барство ни к чему хорошему не привело – дела разладились и пошли из рук вон плохо. У Ксении Ивановой она умна, рассудительна, склонна к анализу, видит и понимает людей, но на помощь в трудную минуту не придет даже к сыну. Для нее жизнь - поле битвы, которую она должна выигрывать. Глаз у нее меткий, цепкий. Шаблова артистична, но холодна, искренней бывает только сама с собой. Она бережет каждую копейку, заработанную за сдачу комнат и за гадание на картах. С радостью возьмет от Людмилы деньги для сына, притворно поблагодарит , назвав «небесным ангелом». Она прибедняется перед Дородновым и Лебедкиной в надежде получить деньги за оказанные услуги. Ее не смутит характер поручений, ведь деньги не пахнут. Шаблова натолкнет Лебедкину на преступление - выкрасть документ руками собственного сына. А к судьбам своих квартирантов Маргаритовых она останется глуха и безучастна…

Единственная, кому не ведомы страдания сердца, Варвара Харитоновна Лебёдкина, вдова . Героиня Полины Чернышовой питает любовь исключительно сама к себе. Она всегда хорошо одета. Во вкусе ей не откажешь- бордовая шаль в тон платью притягательна для мужчин. Модный гардероб требует денег, поэтому легко их занимает и неохотно с ними расстается. Красивая, стройная, уверенная в своей неотразимости женщина. Она с радостной легкостью согласится на предложение Шабловой выкрасть документ, чтобы не платить по долговой бумаге, но будет жестко торговаться с ней,как последняя товарка, сбивая цену. Будет обольщать Николая, звать кататься, льстить, как лиса, опасно приближаясь и пытаясь положить голову ему на колени. Полина Чернышова играет Лебедкину ловким хищным зверем , не испытывающим ни малейшего сострадания к своей жертве. Как яд поднесет вдова Николаю ложку варенья и будет сводить с ума, долго целуя, убеждая, что кража документа лишь проверка чувств. Довольная, что игра идет по ее правилам, уверенная в успехе над бедным сердцем влюбленного, она ловко ускользнет из его страстных объятий, а получив заветную бумагу, бросит в огонь и счастливо улыбнется: «Полегчало» …

Николая Андреевича Шаблова долго будет преследовать слепая страсть к вдове Лебедкиной, желание обладать красивой женщиной. Ему тяжело дастся решение выкрасть для нее документ. Николай будет пытаться воззвать к совести Лебедкиной, умоляя заложить бриллианты, чтобы заплатить долг. Он очнется от колдовских чар Варвары Харитоновны, когда услышит, как крик одинокой ночной птицы, признание Людмилы в любви. Его обдаст жаром, и он попросит одеколон, будет лить на ее руки и долго держать их на своем лице, чувствуя целебный холод ее тонких пальцев. Он почувствует близость спасения, и леденящий стыд поможет сделать честное признание : «Я Вас не стою. Я способен погубить Вашу жизнь». В его словах вдруг прозвучат интонации будущих чеховских героев Тригорина и Иванова, объясняющих, почему их нельзя любит: усталость и изломанность от скверной жизни не достойны любви и внимания . Именно это признание остановит его перед опасной чертой и спасет честь старого адвоката, Людмилы и свою. Проснувшееся расколдованное сердце откликнется любовью на любовь …

Все герои спектакля живут в мире захолустья , полного звуков: перекличкой ночных тревожных птичьих голосов, бормочущих, ухающих. Звуков жалейки , падающих хлопьев снега, белым покровом, засыпающих слова и раны героев. Лихими частушками Дормедонта и Лебедкиной взрывается недолгая тишина:

Я жениться хочу,

Я тебя проглочу,

Я на рынке была,

Я горилку пила,
Оступилась я,

Провалилась я.

Звоном бубенцов, стуком радующихся каблучков, озорной плясовой «Чарочка моя серебряная» , болью Николая «Травушка-муравушка. зеленая» и лирическим раздумьем «Что же ты, голубка, песен не поешь на чужой стороне?» …

В снежном вальсе, который кружит все действо спектакля, отдаленно слышны звуки гармони.

Русская гармонь, сжимая и растягивая меха, поет своей широкой душой песнь про жизнь по велению горячего сердца каждого героя пьесы . Песнь о том, что нет сердечного захолустья у любящего доброго человека…
просто Анжик
13 April 2014 00:01
"Кухня"
Идею о том, что наш мир сегодня - это кухня, передать в общем-то удалось. Денежный достаток идёт рядом с нищетой и вся жизнь в дикой спешке, всё находу - любовь, ненависть, попытка разговоров по душам. Вот и спектакль оставляет ощущение попытки. Вроде и придраться не к чему - хорошая сценография, ребята стараются (у каждого свой грамотно сделанный образ), интересные музыкальные вставки, но чего-то так и не хватило для того, чтобы всё это "защёлкнулось" в одно целое. Немного мешало и то, что режиссёр перенёс на исполнителей некоторые находки из своих актёрских работ - это не всегда работало в "плюс".