Матрёнин двор


Светлана Конюхова
13 June 01:15
"Матренин двор" А. И. Солженицына, режиссёр - Владимир Иванов. Спектакль вахтанговского театра, сыгранный 7 мая 2019 года 182-ой раз.
Сказать, что это было для меня потрясение, это ничего не сказать. Мне впервые потребовалось несколько дней, чтобы "переварить", осмыслить увиденное и поделиться впечатлениями. Моим отзывам далеко до глубоких и интересных театроведческих рецензий, но замолчать этот редкий поход в театр никак не могу. Хорошо известное с юности произведение Александра Исаевича читалось взахлёб наряду со всеми остальными и не раз и не два. Но что оно, как мне тогда казалось, на фоне "В круге первом" или "Ракового корпуса"?! По молодости эта повесть так не пронзала. До сих пор на моих книжных полках стоят журналы "Новый мир" в полусамодельных зелёных матерчатых переплётах с произведениями выдающегося мыслителя и публициста, и они дороже всех посмертных изданий вместе взятых.
Крохотное пространство Малой сцены театра кажется слишком маленьким поначалу. Выползающие на стены зрительного зальчика предметы декораций, игра актёров лицом к лицу, символический край сцены. Иногда казалось, ещё один шаг с любой стороны, и все сомнется, сотрётся, испортится. Отнюдь. Чуть позже понимаешь, что в таком театральном размере пронзительные монологи главных героев обращены к каждому из нас, и от каждого из нас ничего не остаётся к концу одноактного спектакля.
В спектакле всего двое актёров, супружеская пара Елена и Александр Михайловы. Они не только говорят за своих персонажей, но и произносят слова автора. Диалоги перетекают в монологи и наоборот. Матрена, одинокая хозяйка, и постоялец Игнатьич, портрет писателя, недавно освободившийся из сталинских лагерей. Тонкая и точная игра актёров раскрывает не только тяжелейшую, исполненную трагизма, судьбу Матрены, но и проходится по кровавым страницам советской истории. На примере одной обездоленной женщины, вышедшей не за того замуж, оставленной мужем, схоронившей друг за другом шестерых младенцев и чудом дожившей до 60 лет, ты поживаешь тяжёлые вехи нашей истерзанной страны. Матрена - типичная жертва двух мировых войн, двух революций и бесчисленных бедствий жителя русской глубинки. Типичная судьба, но абсолютно нетипичное переживание её. Не озлобилась, не замкнулась, не канула в небытие. Продолжала жить для других, помогать, не роптать, трудиться, не покладая рук. Глупая, потому что добрая. Плохая хозяйка, потому что не нажила добра. Странная, потому что взяла на воспитание чужого ребёнка, пусть и от своего бывшего. Как в кривом зеркале - всё доброе, хорошее, с любящим сердцем, то - смешное, чудное, безумное. Именно такой она и считалась в посёлке "Торфопродукт". Именно так и должна была закончить, как закончила, свою жизнь, трагически, в трудах и заботах о ближнем. Жизнь, близкая к святости, которую так достоверно сыграла Елена, до дрожи и комков в горле. Сыграла и Матрену, и подругу, единственного человека, любившего её, и плачущих умных родичей на похоронах Матрены. Достоверно и скрупулезно. Матрена - образ конкретный, не собирательный, её фотография всегда на столике в актерской гримерке. В чём-то узнаешь в ней себя, в таких же "глупостях" и "странностях", но по большой части ясно осознаешь, что не вынесла бы и десятой доли её жития...
В самом конце спектакля Матренин дом превращается в крест... Крест у каждого свой, но достойно пронести его может не каждый. Матренин крест - крест на Небо!
Низкий поклон Елене и Александру, всем создателям этого маленького шедевра. Или большого. Пусть время рассудит. Такие спектакли и должны быть в театрах, быть, жить, собирать полные залы детей и взрослых и наполнять нас смыслами. И смыслом. Жизни. Браво!

Огромная благодарность актёрам, авторам и всем участникам этого удивительно честного, сильного и пронзительного спектакля! Рекомендую к просмотру всем, кто не равнодушен к новейшей истории нашей страны, кто не закрывает глаза на страшное и тяжёлое, кто готов думать и переосмыслять во имя светлого будущего. Оно ведь есть?!
Елена Юр
12 December 2018 01:45

Равносилен подвигу (Матренин двор. Режиссер Владимир Иванов).

Столетний юбилей русского писателя Александра Солженицына театр Евг.Вахтангова отметил спектаклем «Матренин двор» по одноименному рассказу писателя. Горькое сказание о трудной жизни послевоенной деревни глубокой, «кондовой», «нутряной России» в селе Высокое поле, «где не стыдно жить и умереть», выдержало проверку временем. Спектакль- исповедь о крестном пути простой русской женщины великого сердца праведницы Матрены Васильевны , положенный создателями на два актерских голоса - Александра и Елены Михайловых (Игнатьич и Матрена), за десятилетнюю сценическую жизнь приобрел звучание высокого камертона совести, гордости и памяти о поколении, выигравшем самую страшную войну не в окопах, а в тяжелом трудовом тылу…

Реалистический театр, который исповедуют создатели спектакля, глубинным проникновением в человеческую сущность и редкостной искренностью сегодня равносилен подвигу. Это – поклон-причастие русскому народу…
Лариса Соболева
5 February 2017 16:01
Спасибо всем, кто принимал участие в создании этого замечательного спектакля. Отдельная благодарность режиссеру и потрясающим исполнителям этого маленького шедевра!
Елена Юр
1 June 2016 22:17
Театр, в котором хочется быть
Матренин двор(режиссер Владимир Иванов, художник Максим Обрезков)

31 мая была на спектакле «Матренин двор» в студийном помещении театра. Зал маленький, на 35 мест, сцена вытянута узким прямоугольником, малой стороной к зрителю. После Малой сцены было непривычно смотреть спектакль: актеры те же, декорации не изменились, только предметы интерьера расположились теснее друг к другу. Исчез старый сундук с желтыми фотографиями, стало меньше горшков с фикусами. Но малое сценическое пространство по-своему вмешалось в жизнь спектакля – оно приблизило к зрителю актерские работы, укрупнило их,и он с изумлением в очередной раз поразился фантастическому реалистическому проживанию актерами жизни своих героев, абсолютному попаданию в тяжелое послевоенное голодное время, настоящим слезам Матрены Васильевны в горестном рассказе о своей несчастливой семейной жизни, ее редкой улыбке и твердому слову. Лица,глаза, речь героев совершенно не московские, а словно из кадров старой документальной съемки - живые, светлые. Смотришь спектакль, удивляешься цельности и отточенности всей работы и испытываешь редкое в современном театре чувство сострадания и веры. Потрясающий по своей слаженности и тончайшему взаимопониманию актерский дуэт Александра и Елены Михайловых дает почувствовать вкус того театра, в котором хочется быть…
Елена Юр
10 April 2016 22:22
Хочется поздравить творческую команду спектакля «Матренин двор» -Владимира Иванова, Максима Обрезкова, Александра и Елену Михайловых- с прекрасным юбилеем. Низкий поклон за честную трудную работу, за смелость и мужество, верность театру для людей. За создание светлого дома, в котором живет Добро в лице праведницы Матрены. За то, что каждый месяц он созывает на свой огонь зрителей, чтобы рассказать правду о силе , красоте и величии русской женщины, в которой свет Христа горит негасимо…
Ксения Тимохина
14 March 2016 22:07
На время спектакля все замерло.Благодаря Елене ,игравшей Матрону, я на какое-то время стала смотреть на мир Матрениными глазами.Пусть побольше людей увидят "Матренин двор",потому что этот рассказ о подлинной Русской Душе.
Сергей Сорокопудов
19 February 2016 12:18
Были с женой на спектакле "Матренин двор" 18 февраля 2016. О Ч Е Н Ь понравилось, до сих пор находимся под глубоким впечатлением.

Очень, очень понравилась, поразила и захватила игра Елены и Александра Михайловых. Они настолько тонко передают весь настрой спектакля, так увлекают, что я, как мне показалось, вдохнул вначале и выдохнул только в конце спектаклся.

Всем рекомендую его посетить.
Буду водить еще туда своих детей - ведь этот рассказ включен в школьную программу, спектакль будет прекрасным дополнением.

Единственное, на спектакль очень сложно попасть. В зале (студия) всего около 30 мест - билеты проданы на несколько месяцев вперед, нужно планировать поход сильно заранее. Было бы здорово все-таки играть его в зале побольше.

Огромная благодарность театру, режиссеру и актерам!
Елена Юр
31 December 2015 00:53
Матренин дом (Матренин двор. Театр Евг.Вахтангова. Режиссер Владимир Иванов, художник Максим Обрезков).

Через три года столетие Александра Солженицына. Уже объявлено в прессе о 80 мероприятиях, приуроченных к этой дате, об открытии памятника писателю, лауреату Нобелевской премии…
Спектакль Владимира Иванова «Матренин двор» по одноименной повести Александра Солженицына ( единственная постановка произведения на сцене), сделанный для двух актеров, Александра и Елены Михайловых ( Игнатьич и Матрена), 12 декабря был сыгран в последний раз на Малой сцене . С января он получает новую прописку в Театре - студийную сцену на 30 мест в полуподвальном помещении в почти безвоздушном пространстве…

Без сомнения, он там приживется - трудные условия актерам и их героям не преграда. Потери в качестве работы не случится. Художественная ответственность перед зрителем у режиссера и актеров фантастическая…
Декабрьский спектакль получился особенным, с грустной нотой расставания с родной сценой-домом и от этого еще более пронзительным…
Суровая действительность послевоенных лет затерянной в кондовых муромских лесах деревни поразительной фотографической документальностью, что давно стало реликвией и в кино и в театре, ворвалась в день сегодняшний. Она жила не только в бедном убранстве избы Матрены (художник Максима Обрезков) - фикусе в котле для печи и скромном букете из сухоцветов и вербы, старых ходиках с еловыми шишками, выцветшей иконе Николая Чудотворца. Она смотрела с «иконостаса» старых фотографий в темной раме, с большого деревянного сундука с тяжелой крышкой, обклеенной пожелтевшими ветхими газетами. Время поселилось в тронутом ржавчиной крашеном умывальнике, довоенном радиоприемнике и тканном полосатом половике, в чемодане с протертыми боками и ветхом вещмешке Игнатьича, в простых ситцевых платьях Матрены в ее пальто, сшитом из железнодорожной шинели… Но самое удивительное - время жило в ювелирной работе актеров: в каждом слове, жесте, взгляде, интонации. Острые глаза Игнатьича теплели, когда он говорил с Матреной Васильевной, взявшей его в постояльцы. Высокий красивый матренин голос, растягивая звуки бессловной песни, проникал куда-то далеко, где вставали в памяти фотографии и голоса родных и близких людей, вернувшихся и не вернувшихся с войны, рывших окопы, стоявших у станков или работавших, как Матрена, за палочки- трудодни. Их светлые лица улыбались из прошлого, не смотря на тяжелую жизнь, ибо в них, как и в великой труженице Матрене, была вера и любовь к своей земле, людям. Они не могли жить по-другому…
Творческая команда спектакля создала образ дома, где хозяйка рада приютить странника и готова разделить с ним кров. Режиссер и актеры высветлили рассказ писателя о крестном пути праведницы Матрены, простой и сердечной женщины, бескорыстно помогавшей людям и радовавшейся чужому счастью..Свет «кондовой России», что так искал Игнатьич , за образом которого стоял сам автор, проступил в финале спектакля на сосновом кресте Матрены на погосте тягучим, как мед, цветом красной вербы. Он высветил икону Николая Чудотворца, которого так берегла и почитала она. И святой сотворил чудо – Матрена осталась жить и в памяти людей и в новых Матренах. Прав автор, «не стоит село без праведника». А сел в России не сосчитать…
Щемящее чувство острой сопричастности ко всему происходящему на сцене, непроходящей болью било в сердце. Вера в театральное действо была безгранична…
Игорь Корнеев
30 December 2015 19:24
Мне посчастливилось побывать в этом замечательном театре и посмотреть великолепный спектакль "Матренин двор". Хотелось бы выразить огромную благодарность за проникательную, до глубины души, игру актеров, которые своей игрой заставляют переосмыслить все, что жизнью было нам дано. Особое спасибо актерам Елене и Александру Михайловым и команде, которые создали этот шедевр.
Юлиана Кузнецова
7 October 2014 18:29
В постановке «Матренин Двор» или, как раньше назывался рассказ А.И.Солженицына «Не стоит село без праведника», актеры настолько сильно вжились в роль, настолько сильно передали эмоции, что из глаз невольно покатились слезы. Сложилось такое впечатление, будто Елена и Александр на самом деле являются этими «праведниками», невзирая на роль, которую они играли. Они позволяют нам окунуться в свою историю, в глубочайшую и великую культуру России, знания которой нам так не хватает. Благодаря им формируется наш характер, душа, совершенствуются такие черты, как сострадание, доброта, бескорыстность, милосердие. Они вносят огромный вклад в наше развитие.
Хотелось бы так же сравнить эту постановку с «Капитанской Дочкой» в ДК имени Зуева. Разница колоссальна! В «Матренином дворе» декорации были намного лучше, все продумано до мельчайших деталей. Игра актеров несравнима, они словно сами проживают этот момент из жизни. В общем, спектакль вызвал только наиприятнейшие эмоции!
Все меньше остается таких людей в России, которые ставят именно такие спектакли, наполненные глубоким смыслом. Хочу выразить Вам огромную благодарность. Спасибо, что Вы есть!
Эдита Аракелян
2 October 2014 22:46
Хочу выразить благодарность замечательным актерам Алексею и Елене Михайловым! Были с классом на спектакле "Матрёнин двор", до сих пор под впечатлением! Два актера на сцене, но так реально воспроизвели события прошлого, что невольно погружаешься словно в мир иной! Жизнь, протекающая на сцене в театре, поистине отличается от реальной. И в этом мы все убедились, понять это помогли нам именно Вы! Хочется также поблагодарить Вас за то, что вызвали бурю эмоций в душе, я уверена, у каждого зрителя!
Елена, то, как Вы проникаетесь и вживаетесь в роль Матрены никого не оставит равнодушным! Вы не только сами прониклись жизнью Метрены, но и удивительно необычно передали все глубокие душевные переживания героев вместе с Алексеем!
Настоящие актеры! Низкий Вам поклон.
марина чаусова
9 June 2014 00:25
Спасибо замечательным актерам Александру и Елене Михайловым за прекрасный спектакль! Они не играют - проживают на сцене пронзительную историю жизни простой русской женщины. Очень хорошо воссоздана атмосфера того времени.
Браво таланту артистов!
Браво коллективу создателей умного и глубокого спектакля!
Постоянный зритель театра Марина.


Ольга Макарова
28 September 2013 15:48
"Матренин двор" - один из самых сильных спектаклей, которые я когда-либо видела. Спасибо актерам за чудесную игру!
Ольга, Смоленск
Алена Давыдова
28 September 2013 15:39
Были на спектакле с семьей в городе Смоленске. Очень благодарны за удивительную возможность насладиться спектаклем..и пересмотреть свою жизнь.

"Спектакль очень понравился - и все благодаря игре актеров," - поделился впечатлениями отец, которому трудно угодить. Сразу погружаешься в атмосферу того времени, все в обстановке продумано до деталей.
Матрона - тот праведник, без которого не стоит земля, незаметная для окружающих, терпеливо переносящая беды и страдания. Мы часто живем в своих заботах и проблемах, ищем выгоду от людей и обстоятельств, забывая о самом важном - любви, жертвенности, сострадании, милосердии.
Александр Исаев
21 June 2013 15:06
Были с женой на спектакле "Матрёнин двор" 18-го июня. Очень проникновенно и трогательно, почти аскетично - ничего лишнего ни в игре актеров, ни в общем антураже. Спектакль смотрелся на одном дыхании. В маленьком зале слышно было, как всхлипывали люди то там, то сям. Это именно та самая кондовая Россия - скорбная, горькая, нищая духом, тихая и светлая.

Хочется сказать огромное спасибо Александру и Елене Михайловым, а также режиссеру спектакля Владимиру Иванову, и пожелать расширения репертуара!

Александр и Мария.
Мария Рузина
21 June 2013 14:48
На днях мы посмотрели чудесный спектакль на Малой сцене театра им.Евг.Вахтангова "Матрёнин двор". Артисты Елена и Александр Михайловы живо, интересно и талантливо, вместе с автором А.И.Солженицыным и режиссёром засл.деятелем искусств России В.В.Ивановым, поведали нам историю простой и незаметной русской женщины, пережившей много горя, но сохранившей незапятнаной и чистой и жизнь, и душу свою.

Спектакль потрясает, временами перехватывает дыхание от волнения и скорби за многострадальную Родину нашу. Но уходишь после него со светом в душе, как после молитвы.

Очень редко удаётся столь искусно перенести на сценические подмостки прозаическое произведение и так потрясти зал!

Низкий поклон всем создателям спектакля и, конечно же, автору А.И Солженицыну, так воочию воссоздавшим перед нами красоту и щедрость русской души !

Очень жаль, что в репертуаре Елены и Александра Михайловых только один спектакль, если не брать песенно-поэтическое представление "Тихая моя родина". Такие спектакли нужны всем нам, и старым и малым.

Спасибо !!!
Э.Дадунашвили, И.Сафарова
Елена Винокурова
10 April 2013 18:11
«…Мне кажется, имеет большое значение, что актеры православные, потому что это произведение трудно было бы играть неверующим людям…Большое спасибо режиссеру-постановщику за то, что создал такой замечательный спектакль!»
Маша Куимова, 7 класс, отрывок из сочинения-отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.

«… Я переживала все так, будто это я сама была Матреной или Игнатичем. Актеры играли искренне, было ощущение, что мы находимся не в театре, а в том времени и наблюдаем за жизнью этих людей. В конце спектакля я даже плакала, несмотря на то, что уже читала этот рассказ. Мне было жаль, что спектакль закончился, хотелось, чтобы он шел еще и еще…» Анна Ульева, 7 класс, отрывок из сочинения-
отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.

«… Сама постановка мне не очень понравилась. По сути актеры просто ходили и рассказывали текст… Я хотела бы, чтобы было больше актеров и декораций…»
Ангелина Волицкая, 7 класс, отрывок из сочинения-
отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.


«…Мне понравилось, что актеры вложили душу в игру на сцене и с энтузиазмом играли свои роли…Еще мне понравилось то, что было не очень много актеров и это давало возможность актерам показать свое мастерство перевоплощения…»
Ярослав Булыгин, 7 класс, отрывок из сочинения-отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.

«…Вскоре появилась Матрена. Я думала будет низенькая, тихенькая старушка, а вот на тебе! Молодая, бойкая… «Весело же будет жить с ней Игнатичу,» - подумала я. И понеслось…»
Вера Черняева, 7 класс, отрывок из сочинения- отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.

«…Мне очень понравился спектакль, как играли актеры. Особенно понравилось, как играла Елена Михайлова: она играла по-настоящему…В спектакле образ Матрены я поняла лучше, чем в произведении…»
Анфиса Чистякова, 7 класс, отрывок из сочинения-отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.

«…Мы ездили на спектакль «Матренин двор» и мне очень сильно понравилось. Постановка была великолепна… Актеры играли настолько прекрасно, что мне на мгновение показалось, что я участник этих событий…»
Никита Сатюков, 7 класс, отрывок из сочинения-
отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.

«…Смотреть театрализованное представление понравилось мне больше, чем читать произведение…Во время просмотра спектакля я обратил внимание на детали, на которые не обратил внимания во время прочтения…»
Василий Федин, 7 класс, отрывок из сочинения-
отзыва на спектакль, 29.03.2013 г.
Александр Гуляев
21 September 2012 23:17
"И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:2).

Прежде всего хочется сердечно поблагодарить создателей, исполнителей спектакля "Матренин двор" Александра и Елену Михайловых!
Современному читателю порой сложно уловить те проникновенные Истины, что хотел донести ему Автор, но побывав здесь, на постановке, словно преображаешься, с тебя сходит занавеса суетного мира...
Верю, что Ваше служение привнесет в душу каждого пришедшего на спектакль Свет, Родость о простом, откроет глаза и возгреет Любовь к ближним, порой "никчемным" людям!
Спасибо Вам!
Пер Лундберг
29 February 2012 13:02
Этот спектакль маленький шедевр, мы с супругой сходили 23 феараля и получили огромное удовольствие! Во первых постановка сделана очень грамотно, понятно и чувствительно. Во вторых актеры играют с большим опытом, с большой чувствительностью и видно что им материал лорог. В спекатакле ничего лишнего, только самое необходимое - какая это редкость в наше время! Очень жаль что спекталь не идет чаще. Могу всем рекоммендовать! Я жду еще спектаклей в этом духе и с такими талантливыми людьми!
Дмитрий Красильников
26 February 2012 19:59
Были с женой на спектакле "Матренин двор" 23 февраля. До сих пор находимся под глубоким впечатлением. Прекрасная постановка, каких сейчас очень мало на московских сценах.
Хочется обратить внимание на важнейшую и, как нам кажется, актуальную сегодня тему спектакля: глубокая, хотя и далеко не всем заметная праведность человека из народа, скромно и тихо несущего свой жизненный крест, безропотно переносящего тяжелые невзгоды.
Поразила очень тонкая, проникновенная игра Елены и Александра Михайловых, которая с первых минут погружает в атмосферу жизни глубинной России. Думается, что эти образы актуальны не только для середины 20 века, но многие затронутые проблемы и сейчас продолжают существовать.
Такие спектакли очень нужны в наше время всем нам. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей могли увидеть его, прожить эти эмоции, которые способны очистить нас, заставляют задуматься о чем-то настоящем, не временном.
Огромная благодарность Театру, режиссеру и актерам!

Дмитрий и Анастасия.
Дмитрий Красильников
26 February 2012 19:37
Спектакль на Малой сцене. Режиссер Владимир Иванов. Актеры: Александр и Елена Михайловы.