И жабы любить умеют

Publication date: 23 December 1998

Author: Марина Райкина

Issue: Московский комсомолец

Украинские национал — патриоты и не подозревают что в самом центре первопрестольной, на Арбате, как подпольный центр действует очаг украинской культуры. Причем несколько раз в месяц на него невероятный спрос. А все потому, что в Вахтанговском театре режиссер Александр Горбань поставил старинную украинскую комедию Старицкого «За двумя зайцами».

На «Зайцев» ломятся, во-первых, потому, что это комедия. Во-вторых, в память о чудной одноименной кинокомедии режиссера Иванова с Олегом Борисовым в главной роли. Эти два фактора скорее обязывают современных «заицеведов», нежели располагают к ситуации: «Барышня легли и просят». Впрочем, у Горбаня не разлежишься, не расслабишься и не всхрапнешь в темном зале после трудодня.
Молодые вахтанговцы представили историю брачного афериста г-на Голохвастова (Михаил Васьков}, поставленного, перед выбором — любовь или кошелек. Любовь — это гарна дивчина Галя (Анна Дубровская) с вечно подвыпившей родней. А деньги — Проня Прокоповна — «кислоокая жаба» с безобразным носом в бородавках (Мария Аронова).
 — Ах, как меня это наркотизирует,- гнусаво и томно цедит Пронька.
 — А ваша папироска шкварчит, — кокетничает она и тупит взор. — Это шкандаль! А я барышня…

Но. .. Весь фокус в том, что и жабы умеют любить, быть симпатичными обаяшками и обаятельными симпатяшками. И к тому же из любовно-экономического треугольника деньги — любовь —деньги может выйти остросовременная и остроумнейшая вещица Легкая и пластичная. Во всяком случае, жизнь киевской окраины разрезана на смачные куски, которые в диком ритме с задника выезжают на авансцену. Причем ритм украинского гопака здесь переходит в испанские ритмы со страстями на рояле (удачная хореография Сергея Зарубина). Объяснение в любви Проньки и Голохвастова — не то хота, не то хабанера, поддержанные парубками в атласных шароварах. Кто б мог подумать…

Эффектные трюки Горбаня, которые в его спектаклях иногда используются исключительно для оживляжа, в «Зайцах» органичны и неожиданно красивы.

Конечно же, Мария Аронова — королева спектакля, на месте которой невозможно представить другую актрису. Эта уродина Пронька смешна и трогательна. Как коверный на манеже, она вызывает истерику в зале в сцене переодевания и сватовства. И выжимает слезы умиления своей искренней влюбленностью. Зрительскую любовь артистка доводит до исступления в финале, когда случается классическая немая сцена: обнаруживается публично, что ловчила Голохвастов посватался сразу к двум барышням. И. .. что пострашнее, оказался банкротом. И вдруг — драматургическая неожиданность:
 — Ну и что, что банкрот! Люблю его я!.. Несите его до церкви, а то там поп ждет!
И это вместо классического выкидыша прохвоста-жениха.
Немая сцена. Всеобщее ликование. Музыка! Туш!

«За двумя зайцами» — весьма показательная во многих отношениях постановка. Например, ясно, что традиции, за которые так держатся многие, не стоит мариновать, как огурцы, а рекомендуется не бояться нарушать их. Тогда появляются неожиданные спектакли и в театре обнаруживаются талантливые актеры как из потерянного поколения 30-40 летних, так и среди совсем молодых — Михаил Васьков, Юрий Красков, Ольга Чиповская, Нонна Гришаева, Алексей Пушкин, Павел Сафонов и другие.