Старые танцы о главном

Publication date: 7 October 2015

Author: Алина Артес

Issue: Wecherom

Лучшее, что делает Анжелика Холина для преданного зрителя, — ставит спектакли о любви. За ее плечами — «Отелло», «Кармен», «Берег женщин» и вот теперь — «Мужчины и женщины». Зрелище, не имеющее четкой литературной основы, — одновременно и режиссерское наблюдение, и квинтэссенция всего творчества.

В спектакле есть все то, за что зрители так любят Холину — страсть, чувства, эмоции, пластика и много красоты. Новизны не будет, но будет стабильность, которую часто называют признаком мастерства. В спектакле принимают участие пять женщин и мужчин. Они по очереди встречаются, расстаются, ссорятся, мирятся, любят и ненавидят. Есть здесь и королева красоты, и спортсмен, и коварный обольститель, и роковая женщина, и милый пухлячок — настоящая галерея образов.

Персонажи, созданные Холиной, подсмотрены в реальной жизни. Они хорошо знакомы нам и где-то можно узнать себя или своих друзей. Тонкие, ироничные, смешные и трогательные... они такие разные, но все-таки вместе. Режиссер обладает отличным чувством юмора и в своих пластических спектаклях заставляет зрителей не только восхищаться танцевальными пируэтами, но и искренне смеяться.

Отлично подобрана площадка, на которой выступают артисты — недавно открытая Новая сцена театра им. Евгения Вахтангова. Сочетание традиций и инноваций буквально летает в воздухе. И представление и место удачно нашли друг друга. Действие на сцене, как и всегда у Холиной, метафорично. Будут здесь и стулья, символизирующие пьедестал, за который борются мужчины и женщины, и подушки, которыми в конце придется драться, и арфа, на которой будут играть герои, и даже импровизированный рояль. А еще герои будут постоянно куда-то плыть. Что это? Аллюзия на реку жизни? Каждый зритель решает для себя сам. Предметов в постановке немного, но все они играют, и в этом прелесть ее минималистичных спектаклей.

Отдельного уважения и внимания заслуживает музыка. То, как по-новому зазвучал Чайковский — это фантастика и настоящая находка! Кто бы мог подумать, что через привычные композиции из «Щелкунчика» можно показать страсть, любовь, нежность? Холина вне всякого сомнения открыла в классике новые нотки. И их хочется слушать снова и снова.

Хороши и костюмы. В прологе, когда пять девушек только начинают свой путь и не знают мужчин — белые пачки. Дальше — всевозможные серые платья и элегантные прически. В эпизоде о страстной любви — красное платье на прекрасной Анне Чиповской, которая, вне всякого сомнения, стала украшением спектакля. Холина верна своим цветовым решениям, и они как нельзя лучше передают атмосферу спектакля.

Единственной «ложкой дегтя» может стать на мой взгляд лишь то, что в спектакле действительно много самоповторов. Отдельные пируэты и па кажутся до боли знакомыми. А накал страстей все-таки ниже, чем в том же «Отелло». Однако те, кто Холину любят, простят ей это. Поскольку ее почерк узнаваем и все также прекрасен.