«Пер Гюнт». Театр Вахтангова, режиссёр Юрий Бутусов.

Publication date: 11 September 2019

Author: Ольга Галицкая

Страстный, яростный, чрезмерный, избыточный, затягивающий и мучительный спектакль. Сложно придуманный, сильно навороченный, кажется, что встречаешь в нем множество людей - при том, что основных актеров всего шестеро. Пер Гюнт тут в двух противоречивых, то притягательных, то отталкивающих воплощениях - один мятущийся и страдающий (Сергей Волков), другой (Павел Попов) - брутальный, азартный, презирающий слабость. Он (они) бешено стремится вырваться из всего привычного, найти себя, быть самим собой, взять от жизни все и ни с кем не быть связанным накрепко - чтобы ничего и никто не мешали его самопознанию, риску, неуемным амбициям в попытках завоевать весь мир.

С актерами режиссёр обращается так же размашисто и беспощадно, как его любимый герой с самыми дорогими своими женщинами - родной матерью и верной возлюбленной. Испытаний для исполнителей много - падай, вставай, вымазывайся красной и чёрной краской, окунайся в глину, пой песни на французском, английском, норвежском, немецком, даже на лапландском. И на русском конечно. Прямо в душу впечатывается давняя песня Лёни Фёдорова - ... зимы не будет, а- а-а-а, тебя он любит, Потому и нет его ...

Это ведь про Сольвейг (Яна Соболевская), вечно любящую, не устающую ждать. Про мать (потрясающая Евгения Крегжде), которая все надеется, что сын вернётся. Так и будет, он переступит порог родного дома. Только ей пора уже уходить - навсегда. Это про актеров, которым так счастливо и кайфово чувствовать себя необходимыми автору спектакля.

На Бутусова сразу же посыпались упреки, что собрал, мол, полную антологию своих эффектных режиссёрских приемов в этой постановке - первой в новой роли главрежа Театра Вахтангова. Да хотя бы и так, но ведь встряхнул театр, как-то все здесь задвигалось, задышало по-новому. И сама эта неимоверно трудная, громадная пьеса Генрика Ибсена стала ближе. Не сказать, чтобы понятнее, слишком много в ней заложено смыслов, нужно ещё вдумываться и расшифровывать. С обманчиво знакомыми приметами режиссёрской манеры Юрия Бутусова тоже все непросто. Надо посмотреть ещё раз.