Дядя Ваня


Екатерина Глазова
14 июня 00:55
Один из самых любимых моих спектаклей в театре Вахтангова. Сегодня, в день рождения Сергея Маковецкого, подумалось вдруг: возраст, долго ли будет еще играть дядю Ваню? "Мне 47 лет...". И с грустью подумалось. Потому что в этом спектакле не может быть никакого другого артиста в этой роли, кроме Маковецкого. При всей суперскости всей постановки, шикарнейшей нежнейшей музыке, красивых мизансценах, юморе, различных находках-утрировашках, все равно здесь дядя Ваня - только Маковецкий.
Я 2 раза ходила на этот спектакль. Году в 2014 первый раз, сидели с сестрой в амфитеатре, поэтому нюансы было сложно рассмотреть, общий план и все остальное. Мне понравилось сразу все, сестре - не особо, она не любитель экспериментов, новых форм и т.д. А я - за. Даже бывает ловлю себя в последнее время на том, что напротив - что-то слишком "классическое" в театре утомляет, менее интересно смотреть. Потом раз 10, если не больше, смотрела Дядю Ваню в телеверсии, 2 варианта, оба суперские просто. И недавно пошла второй раз в театр. Уже другая нянька, вместо Симонова играл Юрий Шлыков и в роли Сони была Мария Бердинских. Было интересно, немного волнительно, как сыграет такой состав, но понравилось. Хотя подумалось, что Шлыков, наверное, играл "рисунок" Симонова. Или я просто уже слишком привыкла именно к Симонову в роли Серебрякова из-за телеверсий? Но он здесь хорош, офигенно хорош! И Шлыкову удалось эту роль удержать не хуже Симонова. Молодец! Сидела близко, в 4 ряду, рассматривая лица артистов, как они потихоньку становились своими героями. Такое интересное преображение.

Спасибо, буквально - низкий поклон, всем участникам этого спектакля, кого видим на сцене, кто не видим, но без кого не было бы этого "Дяди Вани", за возможность снова переживать эту историю, придуманную замечательным Чеховым.
Когда читаю недовольные отзывы об этом спектакле, тоже "приверженцев классики", то часто думаю, что Чехову бы этот спектакль понравился. Радостно уже то, что так давно написанная пьеса жива и интересна до сих пор. И такие постановки дают возможность увидеть эту историю как-то по-новому, с другой стороны, при этом сохранив основные идеи пьесы, не уйдя от авторского текста, не нарушив идею писателя. С таким юмором, с такой трогательностью и так просто и одновременно - так глубоко.
Я не умею выразить мысль кратко и емко, но желание одно - чтобы несмотря на быстротечность времени, этот спектакль еще принес радость многим и многим!
Анна Гришина
20 октября 2015 22:57
Судьба преподносит нам знаки, которые могут изменить нашу жизнь. Их только надо заметить. Как остро чувствуются проблемы 19 века в современном мире. Где человек не живет, а проживает свою жизнь.
Нельзя так, нельзя верить, надеяться, что где-то в следующей жизни за мучения придет вознаграждение. Зачем терзать себя сейчас? Почему не сделать шаг навстречу судьбе?
Сколько слов, сколько недосказанности...
Это все спектакль, это все Чехов, это все театр Вахтангова. И тронула не судьба дяди Вани, а судьба врача Михаила. Блистательная игра Вдовиченкова поразила, каждый эпизод прожит, а не сыгран.
Театр Вахтангова умеет задеть за живое!!! Спасибо!
Дмитрий Гуров
27 сентября 2015 20:44
Вот что я увидел на сцене (предоставляю возможность читателям самим судить о спетакле):

Действие первое. Елена Серебрякова почему-то лежит на полу, дядя Ваня и его мать пикируются друг с другм, потом пикируются дядя Ваня и Астров. Соня вскакивает на стол (то ли обеденный, то ли письменный, толи верстак) и выкрикивает со стола свой монолог в защиту Астрова, причем ни слова из того что она кричит, непонятно. Астров ползает на коленках по сцене. Следующая сцена: Елена и профессор Серебряков в спальне. Серебряков в ночной рубашке бегает по сцене и кричит (по непонятной причине в этом спектакле часто стараются не говорить, я кричать). Потом Серебряков поворачивается спиной к зрителям и лицом к Елене, поднимет свою ночную рубашку – и, надо думать, показывает ей свой член. Идем дальше. Сцена дяди Вани с Еленой. Он пытается ей овладеть и расстегивает ширинку на брюках, она не соглашается и застегивает ему на брюках ширинку. Елена уходит, но появляется Астров. Астров бегает по сцене с плугом, потом начинает сколачивать гвоздями скамейку. Вообще, бОльшую часть акта Астров находится на сцене в состоянии сильного алкогольного опьянения. После сцены Сони с Астровым последний берет на руки крестьянку-няню (одетую как аристократка), и под музыку вальса утанцовывает с ней со сцены. Приходит Елена – мириться с Соней. Соня наливает из аппарата, весьма похожего на самогонный, два стакана, которые они с Еленой выпивают на брудершафт (Соня в спектакле трактуется как девушка то ли истеричная, то ли с придурью). Соня подхватывает самогонный аппарат и предлагает Елене удалиться вместе с ней – с тем, чтобы допить его содержимое. Далее. Елена стоит за Маковецким-дядей Ваней с хула-хупом и надевает этот хула-хуп ему на голову. Дядя Ваня взвешивает на весах стачала Елену, потом ее вместе с Соней. Елена садится на стол (который также похож на верстак) и расспрашивает Астрова о его отношении к Соне. Вскоре Елена уже сидит на коленях у Астрова. Затем Астров укладывает ее на верстак, задирает на ней юбку и явно пытается овладеть ей. Входит дядя Ваня с букетом. Он с Астровым разговаривают о погоде и видах на урожай. Все время диалога Елена продолжает лежать на козлах с задранной юбкой. Астров берет ее на руки и сажает на колени к дяде Ване. Тот опускает юбку Елены и ставит на пол на четвереньки – по-видимому, пытаясь овладеть ей в такой позе. Вбегает Соня и мешает дяде Ване осуществить эти намерения. Следующая сцена: Серебряков объявляет о своем решении продать поместье.. Соня, Елена и Телегин в прострации еще перед появлением профессора.. Фразу «повесьте ваши уши на гвоздь внимания» Серебряков трактует буквально: забиванием гвоздя в козлы «в реале», так сказать. С маман (Максаковой) смеховая истерика. Зрители аплодируют. Перед тем, как дядя Ваня стреляет в Серебрякова, Елена начинает страстно целовать последнего, явно демонстрирую сексуальное влечение. После выстрела дядя Ваня пытается еще раз в кого-нибудь попасть, но не понимает, в кого бы из собравшихся пульнуть. Спектакль приближается к финалу. Астров и Войницкий стучат молотками по верстаку. Астров что-то вкалывает Войницкому в вену, тот уходит. Входит Елена, Астров прощается с ней. Она заваливает его на диван. Собираются все действующие лица и хором поют какую-то песню народностей. Проходит Телегин, вращая хула-хуп. Зрители аплодируют. Соня произносит свой финальный монолог, влезая на козлы, с напором – как на митинге перед толпой. Слезает с козел. Дядю Ваню разбивает легкий паралич. Соня сгибает его руку и танцует с ним. Дядя Ваня окончательно превращается в куклу и, механически перебирая ножками, пятится назад. Конец спектакля. Восторженные аплодисменты, крики «браво».
Андрей Русановский
27 июня 2013 10:48
Был 26.06 на спектакле "Дядя Ваня" в целом понравился, публика в конце рукоплескала минут 10. Хороший подбор музыки, очень понравилась игра актеров(Вдовиченков, Маковецкий) проникновенно играла Сонечка(не знаю правда кто был в ее роли). Симонов хорош, особенно в заключительной части пьесы. Что касается самой постановки то в ее завершении можно смело вычеркивать эпизод с навешиванием чедомаднов на Астрова и уход в тень мелкими шажками Дяди Вани. Думаю фантазия режиссера способна на большее, но в целом достойно!
Понравился монолог Астрова(Вдовиченкова) при разговоре с Еленой Андреевной, когда он говорит о разрушении окружающей среды, вырождении, один из самых сильных моментов в Спектакле.
всем кто не смотрел советую сходить, получите заряд позитивных эмоций, если конечно не яростные поклонники классического "Дяди Вани")
L Makkova
31 января 2013 12:24
Со временем спектакль стал еще лучше. Смотрела 29 января и уже не в первый раз. Заметила много новых, удачно расставленных акцентов: где-то стал чуть спокойнее, где-то чуть напористее, где-то добавлены, усилены жесты и интонации, где-то наоборот. Здорово! Очень интересно наблюдать такую жизнь спектакля, его эволюцию. Лично для меня, это одна из лучших театральных постановок! Спасибо.
Екатерина Власова
8 декабря 2012 22:59
В минувший четверг мы (я и мой муж) посетили спектакль "Дядя Ваня", о котором столько хорошего предварительно слышали. Мы знали, что спектакль получил высокую оценку зарубежных театральных критиков, я читала рецензии на премьеру в сети. Словом, мы шли за потрясением или просто за хорошим переживанием от великого текста Чехова и его яркой и современной интерпретации. Последнее и впрямь получилось. Но почему-то во время спектакля так и подмывало встать и демонстративно выйти, громыхая креслами и мешая зрителям. Почему-то постоянно росло и крепло раздражение от внушительной бутыли самогона, к которой постоянно прикладывались и женщины, от верстака и драного дивана, от костюмов (художник одел героев в одеяния, далекие от чеховских времен. Разве что платье в стиле Ермоловой для Елены Андреевны, списанное им с известного портрета, скрадывало общий диссонанс), от музыки, написанной "по следам Шнитке". холодной и так далекой от сердечности русского чувства. Я поняла, неумеренные и чрезмерные похвалы критиков спектаклю связаны с тем, что критики наши не очень-то и вчитываются в Чехова. Важна сегодня тенденция, которая была. Но не было Чехова, он исчез из этого циничного так не любящего Россию (всеми западными цивилизационными атомами) спектакля. Короче, для тех, кто почитает нашу великую культуру, советую заглянуть в театр Моссовета, поучиться у Кончаловского бережности и любви к великой русской драматургии.
Разочарованные ( и даже оскорбленные)
профессор Московской консерватории Е.С. Власова и профессор МГТУ имени Баумана А.В. Власов
Александр Шорохов
26 декабря 2012 14:40
Мне спектакль очень понравился, наконец-то я увидел поставку пьесы Чехова где главные герои представлены не "размагниченными интеллигентами"и не нытиками, а нормальными брутальными (я бы даже сказал местами "мачо", особенно доктор Астров в исполнении актера Вдовиченко) мужиками. Да эти мужики ищут себя, находятся в фазе поиска своей идентичности и смысла жизни в целом, выпивают (но не от безделья , а от того на сознание давит красота русской природы,ее ширь и по сухому выдержать это испытание не всегда получается ), пытаются (в 50 лет))овладеть телом молодой жены профессора , ведут научную деятельность и прочее.Огромный плюс спектакля в музыке, которая сопровождает действия героев. С ее помощью становятся понятны без слов все невербальные мысли героев, их умонастроения и желания. Это действительно находка режиссера, это его идея (у Чехова этого нет), за пять минут такое не напишешь, здесь нужно было совершить большую умственную и эмоциональную работу. Кому то может показаться , что пьеса имеет негативный настрой. Уверяю Вас, что это не так. Да конечно , в драматургии пьесы есть моменты связанные с тем, . что у дяди Вани не получается найти выход (не может убить профессора с двух выстрелов, крадет морфий и не может отравится). Но это эпизоды борьбы, а в целом дядя Ваня не слабохарактерный соплежуй. Он запрещает профессору продавать имение, после отъезда семейной пары он продолжает работать , он верит в "небо в алмазах". Если говорить о второстепенных вопросах , то любой из них стоит отдельной темы. Только посмотрите сколько их :
- взаимоотношение человека и природы (доктор Астров)
- как найти баланс между нравоучением и искренним желанием помочь ближнему поднять глаза к небу
- что лучше для женщины: быть красивой или умной
- в чем найти утешения в старости
- Россия это страна "проклятая" или страна где присутствует "высота духа"

После этого спектакля я по -иному стал воспринимать эту пьесу. Я ее стал причислять к списку произведений , которые настраивают человека на "победу".