Улыбнись нам, Господи!


Terra Incognita
10 марта 2015 15:12
Спектакль 5 марта 2015.
Это Туминас, поэтому неподготовленной нельзя было идти, иначе рисковала ничего не понять. Забегая вперед приходится признать, что примерно половину так и не поняла. Точнее ориентировалась ровно там, что успела прочитать между днём покупки билета и спектаклем. Плохо сейчас то, что в театре везде к Маковецкому поставили дубль (кроме "Дяди Вани"), что напрочь исключает возможность покупки заранее дешевого билета, если нужен определенный состав. А стоимость-то не шутка...
Ну так вот, материал очень сложный, книга нудноватая, но я ее всё равно решила дочитать, хотя потом пошло гораздо интереснее. Философская вещь о бытие, жизни, смерти, отцах и детях и т,д. Очень много ассоциаций. Из серии: например, как я поняла опять же, повозка, на которой едут герои, это как островок спасения. Коза-как олицетворение чего-то материнского и светлого. Чем закончилось я не поняла вообще-)). В общем, не для средних умов. Как всегда, Римас переписал, выкинул некоторые сюжетные линии, оставив здесь только линию про стариков. Маковецкий играет, например, старика 80 лет. Ну что сказать - сыграли как на одном дыхании, причем все! Маковецкий шикарный! Всё больше нравится Князев, а Сухорукову так вообще кричали "Браво" в финале. Правда, роль у него несколько комично-придурковатая. Он часто таких персонажей играет. Разбавлял немного довольно однообразное действие. Вообще, у меня создалось впечатление, что люди, аплодировавшие в финале стОя, поняли не больше моего. Больше аплодировали шикарным актёрским работам и тому, как всё придумано визуально. В очередной раз восхищаюсь Туминасом, который из обычных книжных диалогов или даже фраз придумывает объёмную сцену. Браво. Ну гений, что тут поделаешь! Мне было очень интересно смотреть! У Туминаса настолько интересные постановки, что актёры как бы отходят на второй план, из-за чего в свое время мне пришлось дважды смотреть "Дядю Ваню", чтобы насладиться игрой Маковецкого уже отдельно. В общем, рекомендую, но нужно понимать, на какой спектакль идёте. Однако, истинное наслаждение качеством!
Алексей Рузанов
17 ноября 2014 02:09
Очень мило читать длинные отзывы, в которых кропотливо объясняют, что автор хотел сказать, и короткие - неуловимо невнятные. И во всем сквозит прединфарктное состояние от восторга. Неужели гениальная вещь без единого неположительного отзыва?
Постановка не понравилась. Игра актеров без нареканий. Вопрос вроде понятен и серьезен. Но в данном случае не для всех. Может стоит в анонсе писать - возрастной ограничитель 45+ и для особо-тонко-чувствующих? "Авария" Дюрренматта тоже про стариков, но и 17 понятна и в 40.
Из всего запомнился Сухоруков. Стоя аплодирующий ему зал. Рутберг в нелепой, но необходимой короткой роли. Без которой тоска охватила бы с самого начала спектакля. На всякий повторюсь - если спектакль не для всех то так и надо писать в анонсе.
Схожу еще на постановку Римаса Туминаса. Льва по когтю.... Но уже на прочитанную классику. Этот спектакль не понравился.


марина чаусова
17 апреля 2014 19:44
Глубокий,умный,драматический спектакль.Просто культурный шок!Сколько мудрости в каждом слове!Замечательный тонкий юмор и самоирония.Действительно захотелось: "чтобы все люди были евреями"
Видела состав Маковецкий-Князев.Превосходно!
Сразу же захотелось увидеть Гуськова и Симонова. Творческая работа Сухорукова просто завораживает!Отдельное спасибо Юлии Рутберг в роли козочки.
Браво Римас Туминас!
Браво Фаустас Латенас!
Браво всем создателям этого шедевра!
Постоянный зритель театра Марина.
Светлана Фролова
13 апреля 2014 18:17
Идея побывать на спектакле «Улыбнись нам, Господи» Римаса Туминаса пробралась в мое сознание еще одним из уютных Новогодних вечеров. Воровато оглядываясь и опасаясь каждого шороха неосторожной мысли, она шмыгнула в укромный уголок и затаилась до поры до времени. Шли дни, текли недели, пролетали месяцы… Но стоило мне только задуматься об этой заманчивой перспективе – и она тут же сворачивалась угрюмым клубком, словно еж, выставляя напоказ длинные угрожающие иголки сомнений. Будет ли спектакль мне интересен? Не превратится ли он для меня в три часа абсолютного непонимания, а соответственно – скуки? Затронет ли или оставит равнодушной? Это могло бы продолжаться до бесконечности, если бы в один из «театральных» дней в порыве воодушевления я не плюнула на эту игру в «угадайку», приобретя билет. Тут, как говориться, отвертеться уж было никак нельзя. Выудив из недр интернета «Козленка за два Гроша» я приготовилась его абзорбировать. И… Практически утонула в этом произведении. Легкий, почти невесомый, слог ложился в хрупкую колыбельку разума, не вызывая ни малейшего сопротивления. Не требовалось ни привычного разгона, ни периодического буксира… Сюжет разлился в воображении полноводной рекой, а красочность повествования размыла песчаные замки изначального недоверия. Сомнения были безапелляционно отброшены, спектакль определенно стоил того, чтобы быть увиденным. Роман Кановича «Козленок за два Гроша» и постановка Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи» показались мне камерными и глубоко личными. Возможно, поэтому писать об этом так тяжело, ведь зачастую легче прикрыться маской цинизма или даже промолчать. Что ж… Во всяком случае вы читаете этот отзыв, а значит через какие-то рамки все же стоило переступить.
Придя в театр, я уже примерно себе представляла, с чем именно столкнусь во время спектакля, однако представлять и быть готовым – разные вещи. « Улыбнись нам Господи» создал собой целое наслоение непередаваемых ощущений, мысли гудящим роем поднялись со дна сознания и закружились в беспорядочном вихре. То и дело одна из них поднималась к самой поверхности, давая как следует себя изучить и рассмотреть, а затем снова сливалась с остальными. Этот самый «вихрь мыслей» и создал общее впечатление о спектакле – глубокое, с примесью горечи, но все же светлое и преисполненное надежды. Весь спектакль – это дорога. Дорога родителей к своим детям, дорога жизни… дорога, которая для всех оканчивается одним – даром смерти. Именно «даром», потому как она единственная приносит искомый покой. Но до нее главным героям еще далеко, на их тернистом пути предстоит множество трудностей, препятствий, которые они должны преодолеть, прежде чем достигнут цели. Это своеобразное паломничество, испытание на крепость духа и тела, и единственное, что служит поддержкой – это молитва.
Перед режиссером стояла весьма непростая задача: показать движение через статику. Главным помощником тут явилась музыка, звучавшая на протяжении всего спектакля. Как известно, музыка – лучший проводник человеческой души в мир чувств, она способна взволновать и успокоить, завлечь и оттолкнуть, вызывая непрерывный ряд ассоциаций. Это ее особенность является универсальным рычагом человеческих ощущений, чем, конечно же, часто пользуются режиссеры. Музыкальная тема «Улыбнись нам, Господи» вздымает целое облако чувств, преисполненное необъяснимого трепета, тоски, горечи, казалось бы иногда даже безнадежности, но вместе с тем и стремительной надежды. Она побуждает зрителя следовать за ней, все глубже и глубже проникая в суть происходящего на сцене, однако вместе с тем остается незаметной, будто даже прячась в тени сценического пространства. Музыка лишь нашептывает зрителю верное направление, вводя в своего рода транс, как увеличительное стекло она обращает внимание на важные мелочи, делает их выпуклыми и заметными. Благодаря сочетанию музыки, света и, конечно же, актерской игры создается общая динамика спектакля, которая придает ему жизнь.

В спектакле задействованы две актерские пары, каждая из которых вносит свой собственный, особый колорит в общее звучание пьесы. Эфраима Дудака исполняют Сергей Маковецкий и Владимир Симонов, Шмуле-Сендера – Евгений Князев и Алексей Гуськов. Мой жребий выпал на пару В. Симонов-А. Гуськов. В воображении до сих пор легко предстает мощная фигура Ефраима Дудака, оставленного всеми, кроме безмолвной родной козочки (Ю. Рутберг) – единственной светлой черты во всем полотне спектакля. Она – его утешение и опора, последняя грань между главными героями и неизбежностью смерти, олицетворение надежды и молитвы. Эфраим Дудак, Шмуле-Сендер, Авнер Розенталь (В.Сухоруков) - все они измучены старостью, но больше – жизнью. Дети забыли о своих родителях и прожигают свое существование, словно спичечные коробки во всеобъемлющем костре, все самое ценное утекает из сморщившихся под голодной силой времени узловатых пальцев… И пускай Шмуле-Сендер прячет свою горечь за ехидной усмешкой, а Розенталь – за клоунской маской… Им уже ничего не изменить и осознание этого гонит их вперед, придает отчаянной силы и желания жить, не взирая ни на какие несчастья. Они смогут все исправить, перекроить, вразумить непутевых детей и передать им свою жажду жизни… Только бы Господь улыбнулся и дал им шанс.
Отдельно хочу сказать пару слов об образах Хлойне Генеха (В. Добронравов) и «Палестинца» (Г. Антипенко). Хлойне Генех – это своеобразный режиссерский маневр, призванный облегчить восприятие зрителем непростой пьесы. С ним связана целая масса комических моментов, позволивших на секунду расслабиться и отвлечься от гнетущей атмосферы спектакля. В. Добронравову всегда удавались характерные роли, так что представив Хлойне Геннеха он только подтвердил свое талантливое умение.
«Палестинец»… Его образ полон решительной воли и неиссякаемой энергии. В своей вере он находит сопротивляемость боли и сомнениям, и если все герои пьесы смиренно движутся навстречу своей судьбе, то он действует ей наперекор. Какая-то его часть желает оглянуться назад, вернуться к любящей семье и покориться неизбежности, но безграничная вера заставляет его сопротивляться общему течению и искать новой жизни – без рабства, без боли, без страха… «Палестинец» - загадочная, почти мистическая фигура, освещающая спектакль искрой идеалистической надежды.
Спектакль «Улыбнись нам, Господи» сплетен из темных, насыщенных красок, но не смотря на холодность и, казалось бы, беззащитность созданного на сцене мира, он полон исконного тепла, человеческой надежды и стойкости, веры в счастливое и, пускай и не безоблачное, но все же светлое будущее.


просто Анжик
13 апреля 2014 22:03
Подскажите, пожалуйста, что изображено на листке, который показывает Хлойне? Не получается разглядеть (понять) даже по фотографии на страничке спектакля. Заранее спасибо.
ilko .
14 апреля 2014 20:33
Пожалуйста. Думаю, что я не ошибаюсь. Это Старая (или Большая) синагога в Вильнюсе, Литовском Иерусалиме, которая сгорела в 1944 году.
просто Анжик
15 апреля 2014 11:59
Спасибо за ответ. Рассмотрела некоторые фотографии в инете- мне показалось, что декорация справа напоминает это сооружение. Интересно...
Влас Михайлов
16 апреля 2014 17:35
Прошу прощения, а что вы скажете о фотографии вложенной в программку? Кого она изображает? Наверняка это имеет какой-то смысл! Может чьи-то родственники пострадавшие во времена холокоста в Литве..
Анна Филонова
27 марта 2014 17:44
Подскажите, пожалуйста, в какие даты в этом спектакле играет Сергей Маковецкий. Спасибо
Модератор сайта (Театр имени Евг.Вахтангова)
31 марта 2014 13:14
Обычно артисты играют по очереди. Но иногда, по просьбе самих же артистов, очередь меняется в силу различных причин. Состав, как правило, публикуется на неделю вперед по пятницам.
Марина Смирнова
11 марта 2014 00:14
http://teatr-live.ru/2014/03/ulybnis-nam-gospodi/
просто Анжик
21 марта 2014 03:29
Спектякль тяжёлый, сложный и продолжительный – как сама жизнь. После просмотра наступает отупелая пустота. Думать, анализируя увиденное, совершенно не хочется. Финальная сцена выхолаживает эмоционально - Римас Владимирович традиционно беспощадно правдив.
Лишь хочется замолвить словечко про некоторые актёрские работы. Совершенно бесподобными в этот вечер были два Виктора. На сцене Виктора Сухорукова видела не часто, но какой же уникальный актёр! Сколько в нём неподражаемого драматизма на грани с шутовской беззащитностью. Виктор Добронравов от роли к роли всё сильнее восхищает и одновременно удивляет – ну сколько же было прирыто актёрского таланта бесконечным Флоридором! Браво!! В противовес им были точные, правильные и практически совершенные Маковецкий - Князев. К большому сожалению, так и не удалось их услышать, не смогла сопереживать их героям, не получилось. Увы, даже подумалось: «Жаль, что не Гуськов – Симонов», хотя ждала именно этот состав.

«Сколько будет «два» умножить на «два» - спросила учительница неродивого ученика в анекдоте, который рассказывал Хайне. «Смотря как считать!» - ответил он с долгими пояснениями сказанного.
Действующих лиц много - их можно прибавлять, убирать, оставлять, но «два» на «два» умножить надо верно.
просто Анжик
21 марта 2014 11:30
Прошу прощения за неточность - анекдот про нерадивого ученика рассказывал Хлойне.
La Maska
10 марта 2014 20:43
Увидела отзыв о новом спектакле Римаса Туминаса и решила донести его до зрителей. Написала его Anna A.
"Улыбнись нам, Господи"/Римас Туминас/Театр Вахтангова
Mar. 9th, 2014 at 1:12 AM

Вот уже несколько лет я говорю студентам, что время притчи миновало. Она вернется, разумеется, как возвращается в конце концов все. Но пока притча на сцене кажется архаичной со своей многозначностью, пафосом, системой "два пишем, семь поэтических в уме".
Коллега в антракте рассказала, что видела много лет назад туминасовскую притчу по Кановичу в его литовском театре, и тогда это было потрясающе. Сказала, что спектакли очень похожи. Вот ведь любопытно, как работает время.
Это спектакль-путешествие: три старых еврея едут в Вильнюс, где судят сына одного из них за покушение на губернатора (?),по дороге подбирают еще двоих, у них крадут лошадь, они ее возвращают, один из них умирает. Не поняла, что случилось в конце, когда на них поэтически напали люди в защитных костюмах и подвергли чему-то вроде дезинфекции.
Самое интересное в этом спектакле - актеры. Публика бурно реагирует на Сухорукова и, наверное, он играет хорошо, хотя уж очень хлопотливо. Тут судить не могу. Есть два прекрасных артиста, на которых в силу тайных и неизвестных мне самой причин реагирую неадекватно, идиосинкразия у меня на Сухорукова и Филиппенко - при всем огромном к ним как к профи уважении.
Вместо Маковецкого играл сегодня Симонов, был монументален. Все интереснее мне смотреть на Добронравова - после его лапидарного молодого Онегина и брутального Отелло тут вся роль в нагромождении безумных характерных всплесков. И хотя сегодня временами меня от этой взбаламученной его характерности слегка заносило, стало страшно любопытно, что будет с ним дальше. Я ведь помню еще его характерные шалости в мыле "Не родись красивой".
И совершенно сразил меня Алексей Гуськов, которого я было и не узнала. Ну, то есть в программке прочла, что это он, но глазам не поверила. Мощный, свободный, способный отстраниться от героя и вернуться к нему с такой любовью и состраданием, что у меня пару раз горло перехватило от волнения.
Почему-то все спектакли на еврейском материале тяготеют к притчевости. А их у нас немало.
Жаль, не могу опубликовать фотографию (((.
L Chaika
9 марта 2014 08:06
Cложные глубокий спектакль. Сухоруков браво. Маковецкий, Князев тронули до слез. .. после финала -стало страшно. Не дай Бог!
Александра Черневская
8 марта 2014 10:59
Спасибо за еще один "думающий" спектакль. Браво Римас Туминас! Браво Вахтанговцам!