Бег


Лариса Соболева
16 февраля 2017 09:08
БРАВИССИМО!
Екатерина Глазова
14 июня 2018 00:36
Во, я подсела на Бег. Скоро иду 4-ый раз. Ловлю себя на том, что по мере приближения этого дня, усиливается волнение и нетерпение. Слушаю музыку из спектакля. Классная постановка!
Почитала, что есть "поклонники Бутусова" и его противники, ну, или - "их оппоненты". Специально решила посмотреть еще что-нибудь, сходила на "Короля Лира" в Сатирикон. Когда-то, года 2-3 назад, смотрела там "Чайку" - в целом было интересно, но сильного восторга не вызвал спектакль, т.к. там в общем-то довольно сильный эксперимент, были классные моменты, шикарные танцы, здорово все играли, красивые артистки - яркие все, ну, чисто внешне все было просто шикарно. Но длительность спектакля утомила. А вот "Король Лир", более короткий спектакль и с интересными артистами, которых люблю по другим постановкам, не воодушевил. Шла после спектакля домой и думала: не понравилось, не мое, не люблю... Шекспира. Да, стыдно, но это так. Не люблю Шекспира. Понимаю, что "темы на все времена", гений и т.д., но не греет абсолютно. Значит я не фанатка Бутусова. Что-то у него нравится, а что-то не цепляет совсем. Так что..
А вот Бег - мое и обожаемое буквально. Хотя посмотрев его первый раз в январе этого года не сразу полюбила весь целиком, рассмотрела только со второго раза. При первом просмотре зацепила музыка, отдельные сцены, общая картинка, разные находки. И несмотря на то же, что было и напрягло в Чайке - длинность представления, не ощутила на Беге ни малейшей усталости. И громкость музыки - как-то сразу поняла-приняла, что так надо.
Поэтому решила почти сразу посмотреть второй раз и - понеслось. Прямо наркотик какой-то. В хорошем смысле слова, конечно. В Беге есть волшебная нужность. Лично для меня. Переворачивает все внутри на время этот Бег. Здорово!
Николай Шуваев
3 января 2017 20:09
Записки дилетанта.

№ 42. Театр Вахтангова. Бег (Михаил Булгаков). Режиссёр Юрий Бутусов.

«Да ниспошлет нам всем господь силы и разум пережить русское лихолетье!».

8 кошмарных снов Юрия Бутусова.

Пьесу «Бег» Михаил Булгаков написал в 1927 году. Вот какую характеристику произведению дал сам Сталин: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины». Соответственно, опубликована она была лишь 35 лет спустя, а впервые поставлена на театральной сцене только в 1980 году и особой популярностью у режиссёров так и не пользовалась.

Спектакль, как это принято у Юрия Бутусова идёт 3 ч. 50 мин., но это тот случай и тот режиссёр, когда хочешь, чтобы "лето не кончалось". Автор рассказывает историю «побега» или «бега» белогвардейцев и сочувствующих им из России в годы гражданской войны. Персонажи имеют реальных прототипов (Хлудов, Чарнота, Африкан, Главнокомандующий, Люська). Героев постепенно «вытесняет» всё дальше и дальше прочь к границам страны – действие или восемь «снов» происходит последовательно сначала в Северной Таврии (Север Крыма), далее в Крыму, а кончается уже в Константинополе (с «визитом» некоторых героев в Париж). Ситуация складываются для них трагически - общество расколото, прошлая жизнь перечёркнута, каждый день тебя могут убить. В таких критических условиях, когда находишься «на грани», доведён до предела, лишён дома, имущества, разорён, истощён и морально и физически, приходится «выворачиваться наизнанку» чтобы выжить. Сбрасываются все маски, обнажается самая суть. Порядочным людям оказывается труднее противостоять подлым обстоятельствам, вписываться в них. Проходимцы же, как водится, оказываются наиболее живучими и приспособляемыми к любой беде. В ком-то ломается нравственный стержень, другой остаётся неколебим несмотря ни на что, а у третьего внутри уже всё сломано давно. В итоге судьба рассчитывается со всеми по-разному: лишает или наоборот, одаривает деньгами, кого-то забывает, у иного выход остаётся только в самоубийстве; тех, кто долго шёл друг навстречу друг другу награждает вымученной, но счастливой любовью.

Юрий Бутусов – режиссёр контрастов и сложных тем, часто связанных с проблемами выбора пути. Мощные экзистенциальные разломы, когда против человека восстаёт весь мир, когда приходится поступать вопреки предательским обстоятельствам – благодатная почва для режиссёрских дерзаний. Булгаков описывает восемь «снов» и Бутусов, понимая их почти буквально и воплощает на сцене восемь тяжёлых, кошмарных и полубредовых сновидений, «снящихся» разным персонажам, похожим скорее на свои собственные искажённые тени. Они то просыпаются, то снова впадают в «кому». Авторская визуализация «снов», воспалённых и болезненных, наполнена образами из оголённого подсознания, это главный режиссёрский приём спектакля. Мрачные декорации под стать содержанию – в половине сцен сцена наглухо закрыта железным занавесом, а лучшие 16 мест в партере занимают чучела повешенных солдат с мешками на головах. Слева на стене висит чёрный флаг, справа барабан. Далее начинаются восемь горячечных «снов». И если в первой части спектакля логика режиссёра улавливается вполне, то во второй угнаться за полётом фантазии становится всё труднее, нагромождение символов становится сложнее, запутаннее.

Сон первый снится загримированной под Пьеро и одетой в чёрное Серафиме. Именно в её воспалённом тифом сознании проносятся обрывки диалогов, фраз, крики отчаяния: «Белые!... В двуколку её!... Да у вас жар!». Раздаётся грохот, скрёжет. Вокруг снуют какие-то люди, бесконечно подносящие воду в стакане; рука, держащая стакан, безжалостно трясётся, расплёскивая воду. В висках оглушительно пульсирует стук сердца под плотные, громкие, устрашающие звуки. Течение времени изменяется. Тревога и страх в мрачной атмосфере ожидания и неопределённости и непонятности нарастают; драматический эффект усиливается до пика, почти до ощутимого ужаса. Это визуализация затуманенного сознания, галлюцинаций, бредовых образов. Болезненная реальность разорвана, обессмыслена. Вот, появляется Смерть… и проходит мимо. Серафима падает со стула так и не приходя в сознание.

Спектакль с первых же минут производит такое сильное впечатление, что писать про режиссёра хочется не меньше, чем про автора пьесы. С самого начала спектакля Бутусов идёт «во все тяжкие», пуская в ход весь свой инфернальный арсенал: рваное, нелинейное повествование, нашпигованное внезапными, парадоксальными интерлюдиями; смена темпа от стремительной суетливой беготни до неожиданных смысловых пауз, когда за десять минут не произносят ни слова; многочисленные повторы одного и того же действия, но с вариациями; желание напугать, шокировать – чего стоит гипнотически жуткий образ Смерти из фильма ужасов в виде медленно проплывающей девушки с неестественно вывернутыми назад руками, у которой не видно лица, с мерно качающимся подолом белого платья, похожего на раскачивающийся (поминальный) колокол или же когда один из «повешенных» с мешком на голове, рассаженных в первом ряду внезапно оживает и встаёт; одни и те же актёры, играющие по несколько ролей; буквальность, когда события в прямом смысле калечат Хлудова и он становится меньше ростом, горбится и с трудом волочит неестественно вывернутые ноги, за которым тащится «груз воспоминаний» в виде привязанной красной табуретки или же «проваливающийся» по тексту Африкан, проваливающийся в прямом смысле в зрительный зал; изображение ужасного в виде комического, когда страшная раскалённая игла, напугавшая и заставившая Голубкова написать донос на Серафиму выглядит не то что не страшной, а нелепой в руках кривляющегося Скунского; контрасты, когда трагическое вдруг прерывается появлением женского квартета, бойко исполняющего американский шлягер середины прошлого века или же когда Хлудов в полной тишине расставляя перевёрнутую мебель начинает уморительно смешно бормотать всякую чепуху себе под нос, а уставшие от напряжения зрители с удовольствием смеются и расслабляются и наступает эмоциональная разрядка, все понимают, что это трюк, но приятный; особая композиция, взятая на вооружение из живописи, в которой на фоне глубокого мрака располагаются подсвеченные актёры, напоминающая картины Рембрандта, использующего тёмный грунт; цветовые акценты, замечаемые то тут, то там, особенно в гардеробе (преимущественно красного цвета); отсутствие «красивых» декораций и их второстепенность, вспомогательная роль, которые в основном, чёрт знает из чего состоят; «метаморфозы», когда Хлудов превращается, словно у Кафки, в быстро сучащего мелким лапками таракана, участвующего в тараканьих бегах, в остервенелых движениях которого угадывается безысходность и горечь от проигрыша последних денег; использование любимой режиссёром современной музыки и песен (Океан Эльзи, «Чёрный ворон», «Я остаюсь» Крупский сотоварищи), чтение книг (Библия, Книга Исход) и стихов (Иосиф Бродский, Владимир Маяковский, Сергей Довлатов).

К слову, композиция «Я остаюсь» оглушительно прозвучала целиком, от начала до конца, под эмоциональный танцевальный аккомпанемент Артура Иванова играющего генерала Чарноту, в которой можно угадать ответ режиссёра на вопрос, который обязательно зададут.

Сама необычность подачи материала говорит о применении методов Брехтовского «эпического театра» так любимого Бутусовым - методов отчуждения и дистанцирования. Режиссёр нередко оставляет включённым свет в зале; помещает актёров в зрительный зал или заставляет появляться из ложи; произносятся монологи, обращённые в сторону зрителей, но звучащие отстранённо, «в никуда»; происходят «передёргивания» - всё это заставляет зрителей взглянуть на происходящее иначе, с изнанки и не оставляет шанса ни заскучать, ни опомниться.

В очередной раз Юрий Бутусов эпатировал, пробил брешь в сознании, выпотрошил, опустошил эмоционально, шокировал, профессионально и талантливо играя на неведомых струнах, трогая до глубины души, переворачивая всё внутри… Как же это прекрасно! Как и в случае с «Чайкой» (с которой, правда, не разобравшись, поначалу хотелось убежать, но после лихорадочного чтения рецензий в антракте: «что здесь вообще происходит?!» всё встало на свои места), к концу спектакля выкристаллизовалось понимание, что на сцене случилось нечто выдающееся, то что хочешь увидеть и пережить снова.
Михаил Коннов
10 декабря 2016 01:28
Здравствуйте! Пожалуйста подскажите, какие стихи звучат в спектакле.
Дария Хаустова (Театр имени Евг.Вахтангова)
13 декабря 2016 16:19
Добрый день, Михаил!
В спектакле звучат стихотворения И. Бродского, В. Маяковского, А. Володина, С. Довлатова (но это информация из программки). Если Вам нужно точнее, то помню навскидку: Володин "Надо следить за своим лицом...". Попробовать узнать для Вас названия остальных?
Михаил Коннов
14 декабря 2016 00:59
Здравствуйте, Дария!
Да, если Вы можете - узнайте пожалуйста. Буду благодарен!
Александра Черневская
14 декабря 2016 19:52
Довлатов "Дамское танго"
Володин "Надо следить за своим лицом"
Маяковский "Себе, любимому"
Бродский "На прения с самим собою"; "В Петербурге снег и непогода"; "Второе рождество на берегу..."
Елена Антипова
25 августа 2016 13:18
Специально для Ольги Немерович и всех, кто соскучился по "Бегу". Я вас понимаю, но ситуация штатная. Насколько я изучила этот вопрос, поскольку тоже интересовалась, есть исполнители, которые в настоящее время находятся в декрете, и Юрий Николаевич пока вводов не делает. Или вообще не будет. Ждем. И не волнуемся.
Модератор сайта (Театр имени Евг.Вахтангова)
25 августа 2016 14:18
Дорогие форумчане!
Елена совершенно права, спектакль, столь любимый зрителями и Вахтанговцами, обязательно вернется в афишу театра!
Наталья Горбачева
30 августа 2016 19:35
Уважаемые зрители!
Вы подняли фееричный кипеш! Пожалуйста успокойтесь, спектакль остается в репертуаре, никто его убирать не собирался (по крайней мере в ближайшее время). Действительно, ввиду того, что, как деликатно выразился предыдущий оратор, причиной столь скорого отпуска у спектакля, стала беременность артисток/артистки. Но это не значит, что спектакль больше не вернется. Он будет, но только позже! Спектакль был крайний, а не последний!
P.s.: на форуме СТД Юрий Николаевич Бутусов сам обмолвился о положении артистки.
Ольга Немирович
25 августа 2016 01:39
Пожалуйста, верните Бег репертуар театра на 2016-2017 гг. Это один из лучших спектаклей современности. Уберите ЛЮБОЙ другой спектакль и верните БЕГ
антон сергеев
10 июля 2016 21:31
Добрый вечер а что нет в афише так долго спектакля бег
антон сергеев
14 июля 2016 18:21
а тут вообще есть кто или сайт забросили
Модератор сайта (Театр имени Евг.Вахтангова)
17 июля 2016 11:36
Антон, здравствуйте!
Спектакль "Бег" остаётся в репертуаре театра и появится в последующих месяцах.
Что касается Вашего замечания по-поводу того, что забросили сайт, сотрудники театра такие же живые люди и имеют право на отпуск во время периода "закрытия сезона".
Олеко Мишнёв
1 апреля 2016 13:26
Браво! Браво! Браво! Артуру Иванову браво! Пронзительно и честно - мастер!
Игра всей труппы восхищает.
Немного в тени остался наш любимый Виктор Добронравов. "Золотую маску" - Ю.Бутусову!
антон сергеев
17 июля 2016 17:38
спасибо огромное сори я думал он до 17 года не будет идти
Лилия Кочадыкова
9 февраля 2016 12:00
Спектакль очень понравился!!! Согласна, что он сложный, мудрёный, я бы даже сказала «замороченный», но ведь это СОН ! Сон – он всегда мутный, думаю все видят сны и знают, какие они вечно путанные. Особенно кошмарный сон или хуже того бред наяву, когда все происходящее кажется тебе сном, и земля уходит из под ног от ужасов происходящих в твоей жизни, от голода, холода, трупов, зверств и предательств. Режиссер передал это ощущение великолепнее некуда !!! Постановки Ю.Бутусова это самые лучшие варианты изъезженных, избитых произведений, которые все знают чуть-ли не наизусть, однако Ю.Бутусов всегда преподнесет новое «блюдо с необычным вкусом из известных продуктов». Люблю !!! его постановки, жаль только что их не так много в нашем городе.
А игра Актеров – выше всяких похвал !!!
Анна Бояринова
5 июля 2015 14:05
Согласна с Еленой и всеми, кто остался недоволен постановкой. Не все критики воспели этот спектакль. Я критик, написала в "Вечерней Москве" все начистоту об этом спектакле. Ругать, правда, сильно не позволили. Я думаю, что те критики, которые хвалят этот спектакль, либо ангажированы, либо не чувствуют зрителя и пишут исключительно для себя-критика.
На самом деле, спектакль очень мудреный, темный и зашифрованный. Единственное, что здесь достойно похвалы, это игра актеров. Всех. Не только Добронравова и Иванова.
Евгения Матвеева
31 июля 2015 16:39
Ну почему же обязательно ангажировали. Я вот, например, не критик, но мне спектакль понравился. Но я, правда, допускаю, что кому-то он может не понравиться. Так почему же Вы не допускаете, что у кого-то есть мнение, отличное от Вашего?
Игорь Щеголев
15 октября 2015 15:45
Тоже не критик. Тем более, ангажированный. Посмотрел один из премьерных показов спектакля. Не могу констатировать, что спектакль однозначно понравился. В тоже время, и камня не брошу в огород Юрия Бутусова.
Мерка "нравится - не нравится" - это не для его "Бега". Мне было очень интересно на спектакле и просмотр оставил долгое послевкусие. Допускаю, что неоднозначное.
Маргарита Пономарева
4 января 2016 14:22
Маргарита Пономарева, декабрь 2015
Послевкусие одно: русский язык - это язык для матерных слов, русские - это кровавые звери, Крым - это часть османской империи, а Бутусов вместе с незабываемым произведением Шевчука - глашатаи независимой, непобедимой бандеровской родненьки Украины, несколько раз воспетой всем составом актеров данной постановки в качестве гимна новой либеральной России.Позор!!!
Виктор Пулин
23 июня 2015 23:11
Мне очень понравилась постановка.
Ю.Бутусов - волшебник. Нет, шаман!
Этот стук в висках, погружение в это "лихолетье"; эта грациозная смерть в белом, и, конечно же, поэзия. Довлатов, Маяковский, мой любимый Бродский - "На прения с самим..." (кстати, на тему Бродского советую "Современник" - "Горбунов и Горчаков").
У каждого своё восприятие, бесспорно. И в моём сознании, на фоне происходящих событий в сером тумане проявлялись образы семейства Турбиных, пастернаковского доктора Живаго, циников Мариенгофа. Но в самой пьесе я не нашёл трагизма (при прочтении), даже наоборот - мне она показалась насмешкой над этим бегом из России, тараканьим бегом (чем-то сродни это насмешке над театральным закулисьем в "Записках покойника"). Здесь же ощущаешь хаос: будто бы Крапилин "сидит" не на шее Хлудова, а на твоей шее; хочешь выбраться из этого ада, и в итоге все-таки удаётся найти покой, оставить эти чудовищные кошмары, как Мастеру и Маргарите - Голубкову и Серафиме.
Невольные параллели всегда будут - конечно же и В.Дворжецкого-Хлудова, Голубкова-Баталова, Чарноты-М.Ульянова.. Но я очень рад, что актеры нашли (или еще продолжают искать) свой путь, это очень заметно и замечательно!
Обязательно буду еще много раз.
Анна Перова
22 июня 2015 23:03
Смотрела 12.04 в рамках фестиваля Черешневый Лес. Это реально надо видеть! Булгакову бы понравилось . Не могу не отметить Виктора Добронравова (Хлудов ) - игра на грани , достойно и профессионально.
Валера Ушаков , Вася Симонов - это было здорово .
Марина Смирнова
30 мая 2015 18:48
http://teatr-live.ru/2015/05/beg-yuriya-butusova-v-t-im-vaxtangova/
Владимир Столяров
30 октября 2015 10:03
Марина! Подписываюсь под каждым Вашим словом. Добавлю только, что мне жаль ещё и актёров, которые трясутся,ходят на карачках, издают неестественные звуки и.т.п., а чего ради - извращённую фантазию режиссёра им нивелировать не по средствам. А вот М.А.Булгакова, к счастью, не жаль совсем - ему повезло - он в этом действе не участвовал вовсе.
Елена Юр
3 мая 2015 11:08


Смотрела бутусовский "Бег" и вспоминала спектакль Павла Любимцева двухлетней давности со своим выпускным курсом в ТИ имени Б.ВЩукина.С потрясающими актерскими работами Беляева, Демченко и Лопатина (Хлудов-Чарнота-Корзухин). Работы крупным планом, с хорошо звучащим словом, невероятно живые. Какие характеры! Разве забыть хлудовские глаза! А каков был Чарнота с неуемной страстью к игре и неменьшей страстью помочь Серафиме и Голубкову! Изысканный и лощеный по парижской моде Корзухин с мертвым сердцем, . принявший правила западной жизни. И все мои сердечные симпатии были отданы студенческому спектаклю со всей его нестерпимой болью и мукой людей, бегущих на чужбину в надежде спастись и выжить.

Я понимаю. вижу бутусовские метафоры. но они меня "не греют",Может потому, что герои в спектакле, как маски, с выбеленными лицами клоунов, не видят и не слышат друг друга. Каждый из них существует в какой-то своей субстанции. И во время диалогов не смотрят друг на друга. Конечно, можно все объяснить характером сновидений,его неровностью, нервностью, порой обрывистостью...Но где булгаковская боль о том, что творилось в душе у каждого из героев? Она прорвалась только у Чарноты (Артур Иванов) в одном маленьком монологе,когда он проигрался на тараканьих бегах и долго сидел безмолвно в раздумье, кому он нужен на чужой земле. Клоунское лицо полиняло, и только красные глаза, полные беззвучных слез. горели болезненной лихорадкой...Для меня это самая сильная сцена спектакля. Хлудов ( Виктор Добронравов) не прозвучал. Ни мук. ни сомнений, ни боли у него не было ( может я слепой зритель и не разглядела. не почувствовала с перывого просмотра?). Он был бесподобным тараканом в своем безумном беге за игровым столом вместе ч Чарнотой, он был карликом. ходящим в на согнутых ногах, жестоким командиром,. за которым вестовой носил лопаты. в полной готовности предать земле всех без жалости растрелянных и повешенных, но он не был человеком. который мучился от своих злодеяний. Может он был из другого. космического выдуманного мира. в котором пребывали и остальные герои. В сновидениях земные реалии отсутствуют. ..

Критики единодушно воспели работу театра. Я отдаю дань режиссерскому таланту и фантазии, оригинальности мышления в попытке создать зрелищную форму и включить в работу небулгаковский текст и тд. Но,видно,я зритель иной группы театральной крови. и мне дороже режиссерские стремления быть ближе к замыслу автора. ..
Роман Роман
29 мая 2015 10:59
Вчера посмотрел спектакль.
Было интересно, но удовольствия не получил.
Других версий пьесы не видел, поэтому мог сравнивать только с фильмом 1970 года, что не совсем корректно.
Тем не менее согласен с Еленой полностью, начиная со второго абзаца.
Сергей Калин
11 октября 2015 01:32
понятен порыв вырвать зрителя из зоны комфорта и погрузить его в атмосферу катастрофы гражданской войны... но!!! убивать зрителя звуком первые 10 минут, испытывать его терпение, буквально добиваться что бы неугодные покинули зал как белогвардейцы Крым... за что? что плохого московский зритель сделал режиссеру? шок наступает не от актерской игры, а от отсутствия оной! декорации - хлам, игры нет, громкий звук и суматоха! конечно можно простить мастеру многое, но почему в итоге на эшафоте оказался зритель?...
Марина Вихрева
5 декабря 2015 10:54
Если целью режиссера был вынос мозга - он ее успешно достиг. Жаль и зрителей, и Булгакова. Трагедию страны и людей преподнесли как тяжелый горячечный бред, в котором невозможно ничего понять, да и желание понимать исчезает, настолько отвратителен подход и отношение Бутусова к материалу и людям в зале. Ужасно звучит, но хорошо, что вахтанговские старики не дожили до этого сумасшествия. А чего мошонку к сцене не прибили? Вполне вписалось бы в концепцию.
Марина Таги-Заде
5 декабря 2015 21:06
Видимо, вчера я была на том же самом спектакле, что и Вы, Марина. Но я с Вами категорически не согласна. Я стараюсь не пропускать бутусовских премьер, хотя не все они мне нравятся (например, "Иванов" в МХТ или "Отелло" в Сатириконе). Вчерашний "Бег" оставил сильнейшее впечатление - и ощущение именно бега, именно булгаковского "Бега". Актерские работы Добронравова, Иванова, Епишева заслуживают самой высокой оценки. А чего стоит образ человека-бронепоезда или сцена тараканьих бегов!
И еще. Я вполне допускаю, что кого-то может раздражать громкий звук, спецэффекты или рок-музыка. Вкусы у всех разные. Но уж в чем в чем, а в пошлости упрекнуть Бутусова, по-моему, нельзя, и последние два предложения из Вашего сообщения - не по адресу.