Ветер шумит в тополях


Светлана Груздева
10 января 12:14
Боже, как мне понравился спектакль! Какая в нем щемящая человечность, какая трогательность, сколько светлой грусти. Даже полковой юмор отчего-то получается не грубым. И для меня в финале, не смотря ни на что, нет безысходности. Все три актерские партии сыграны блестяще. Но больше всех лично мне понравилась работа актера Владимира Вдовиченкова. Я удивлена такому высокому мастерству актера в исполнении характерной роли, которая в его интерпретации выглядит почти эпически. Большое спасибо за спектакль актерам и режиссеру-постановщику! Желаю новых творческих успехов и много радости в работе.
Артем Фурман
24 октября 2017 21:41
Пожалуйста, очень срочно! Подскажите названия музыкальных композиций из спектакля. Заранее спасибо!
Ольга Акимова
23 января 2017 09:39
Игра актеров заслуживает восхищения! БРАВО!
Ольга Горькова
23 января 2017 01:40
Всем Актерам этого спектакля Браво!!! Браво!!! Браво!!! Спектакль великолепный!!!
Ирина Носова
26 февраля 2016 09:46
здравствуйте. Благодарю Уважаемых Актеров (намеренно пишу с большой буквы) за эти прекрасные 2,5 часа, которые мы с удовольствием повторим вновь. Особенно хотелось бы отменить Максима Суханова и Владимира Вдовиченкова. Браво!!!
Лариса Манько
18 марта 2012 23:21
Вернулась после спектакля и спешу выразить большую благодарность за спектакль.Давно не получала такого удовольствия.
Svet - Lana
16 ноября 2011 01:29
Раз здесь стали размещать старые отзывы, то добавлю и свой в знак восхищения и спектаклем, и театром, и режиссером.

«Ветер шумит в тополях», прогон 18.02.2011

Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;
и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа,
и также если смоет край Мыса и разрушит
Замок твой и Друга твоего...
Джон Донн

Спектакль по этой же пьесе Жеральда Сиблейраса в театре «Сатирикон» мне довелось увидеть раньше, поэтому невозможно будет удержаться от того, чтобы не сравнивать невольно две версии одной пьесы, хотя общего в этих спектаклях не найти, как ни старайся. Они абсолютно разные по настроению, по стилистике, по актерскому решению ролей.
В «Сатириконе» Райкин действительно поставил комедию с элементами фарса, порой с грубоватыми солдатскими шуточками, а в Вахтанговском, как это свойственно Туминасу, комедия перешла в драму.

То, что кардинально отличает два спектакля, так это разновекторность движения героев. В «Сатириконе» взору зрителей сразу предстает слаженная команда. Густав, Рене и Фернан, живущие в приюте, несмотря на все свои мелкие размолвки и разногласия, держатся вместе, и, переругиваясь, посмеиваясь друг над другом, они с самого начала спектакля уже составляют «отряд». Этот отряд, готовый оборонять свою заветную террасу, борется против одного общего врага - старости. Путешествие к тополям - цель, помогающая позабыть о неумолимом беге времени, надежда вновь почувствовать себя молодыми. Векторы движения всех трех героев направлены одинаково.
Совсем не так в спектакле Туминаса: вместо идиллической террасы, освещенной лучами заходящего солнца, темное пустынное пространство, заполненное обломками и валунами то ли оставшимися от прежней стройки в приюте, то ли свидетельствующими о разрухе; вместо нежной пастельной акварели - черно-белая графика. И сами герои-«подранки» - тоже обломки 1-ой мировой войны, искалечившей их тела и изранившей души, пытаются укрыться среди руин от холода окружающего их пустынного мира, скрыть свою боль. Вахтанговским ветеранам еще только предстоит стать командой, совместить свои векторы, пройти путь по направлению друг к другу, открыть для себя другого, узнать и понять его, а заодно освободиться на этом пути от всего лживого, наносного, неискреннего, от масок и личин, усвоенных поз. Для них планируемая экспедиция к тополям - это надежда не на победу над возрастом, но на спасение от одиночества и тоски. Весь спектакль будут герои преодолевать разобщенность, чтобы в финале сойтись вместе, в единый архипелаг в центре сцены, оставив на авансцене сложенную Густавом кирпичную кладку с каской легионера на ней, как памятник прошлому, войне, старым воспоминаниям, от которых они уходят.

Если в сатириконовском спектакле акцент сделан на уходе "к" (новому - тополям, Индокитаю), то в вахтанговском, наоборот, на уходе "от" (приютской холодной упорядоченной жизни). Неслучайны и разные названия спектаклей: «Тополя и ветер» в «Сатириконе» и «Ветер шумит в тополях» в Вахтанговском. Акцент у Туминаса смещен с тополей на ветер. В «Сатириконе» важна цель, в Вахтанговском - путь.
Именно по этой причине возраст героев в спектакле Туминаса отнюдь не играет такой важной роли, как в спектакле Райкина. Даже возрастной грим достаточно схематичен: под седыми париками смотрят на нас незагримированные молодые лица. Туминас традиционно для себя ориентируется на вечные экзистенциальные сущности, актуальные для любого возраста и поколения.

Первая сцена в вахтанговском спектакле: герои вместе появляются в медленном торжественном марше из глубины сцены только для того, чтобы затем разойтись по углам, бережно охраняя свою самость, особость.
Рене (Владимир Симонов) - изысканный, манерный, словно сошедший со страниц учебника по этикету (интересно, мне одной показалось, что внешний облик этого Рене «срисован» с Сергея Бархина). Его движения точны, выверенны, механистичны, словно затверженны наизусть. Он являет собой образец поведения классического аристократа, и лишь позже, в очередной перепалке мы узнаем, что на самом деле происхождения Рене отнюдь не аристократического, а плебейского, и его заветной мечтой было стать «рамщиком», делать рамы для картин. Аристократом же оказывается резкий и бесцеремонный Густав (Владимир Вдовиченков), нервный, раздражительный, вспыхивающий, как порох при каждом намеке, который кажется ему направленным на оскорбление его достоинства.
Наивный, непосредственный Фернан (Максим Суханов), чье поведение напоминает порой то ребенка, то юродивого. Фернан Суханова не озлоблен и ожесточен, как Фернан Кузнецова (в «Сатириконе»), он трогательно-беззащитен. И припадки его не натуралистичные проявления болезни, но скорее моменты мистического откровения, внезапного озарения (того, что Джойс называл «эпифанией»), отрешения от сиюминутного и суетного, проникновения в истину.

Фернан - центр вахтанговского спектакля, магнит, подтягивающий к себе разные полюсы. Он та точка, откуда берет начало объединение героев, где рождается человечность. Если в начале спектакля Рене с легкой брезгливостью во время приступа Фернана отходит вглубь сцены и начинает неторопливо прибирать свой «уголок», поливать цветы, то позже он не лжет, когда говорит, что именно ради Фернана готов отправиться в поход к тополям. Брезгливость, боязнь малейшего физического контакта, вторжения в пространство другого человека уступает место нежности, ласке, и вот уже Густав будет неуклюже гладить по голове Фернана, пытаясь облегчить боль от незаживающей осколочной раны, как мать, которая, успокаивая ребенка, гладит больное место.

Открывая для себя Другого, герои и сами открываются ему навстречу. Они отказываются от придуманных для себя и заученных назубок ролей, от заранее предначертанных партий и прописанной партитуры. Символично, что разгневанный Рене сметает с пюпитров разложенные ноты, не желая играть предназначенную ему партию. Потом он захочет вновь вернуть листки на прежние места, но в финале уже ветер развеет эту его надежду на обретение прежнего сытого довольного покоя.
Ветер дает то движение, которое приносит свободу: расковывает эмоции «человека в футляре» Рене, выдергивает из затворничества Густава. Музыку пытается уловить в шуме ветра на протяжении всего спектакля музыкант Фернан, прислушиваясь, желая наиграть ее другим. Именно эта музыка манит героев подняться и отправиться в путь. Музыка ветра, многократно отражаясь, подчеркивает пустоту мира, в котором можно согреться, только ухватившись за другого человека.
И даже каменная собака (тоже «подранок», безглазая, в многочисленных выщербинах), стоящая на террасе, в финале вахтанговского спектакля не просто оживает и поворачивает голову, но поднимает ее и обращает свой вой к небесам, в глубины бесконечности в надежде на отклик.
Наталья Косточкина
15 ноября 2011 20:07
Большое спасибо за спектакль. Открыла для себя актера Вдовиченкова!
мои впечатления:
http://waldorf-vlad.teleline.ru/index.php?page=teatr_file/topolja19.02.11