Медея

    Спектакль: Медея


Геннадий Иванов
1 декабря 2011 11:52
По-поводу увиденного…
Удивило что, в спектакле, основанном на мифологическом сюжете, практически полностью отсутствует символизм. Причем во всем. В костюмах, в музыке, в игре актеров, в образах действия. (Исключение, конечно, сцена с чашами.) Что само по себе, мне так кажется, является просто недоработкой режиссера. Непродуманностью. Единственное положительное впечатление от увиденного – трудолюбие актеров. Но этим спектакль не исправить, если в нем нет порядка вещей.
Спектакль создавался как бенефис Юлии Рутберг. Торопились, чтобы успеть вложить его в обойму юбилейного обновления репертуара. Эта торопливость сыграла злую шутку с создателями спектакля. Упущено главное. Что-то такое, что показало бы авторский взгляд на хорошо известный сюжет. Этого я не увидел. Как не увидел трансформацию отношений между персонажами. Все происходило мастеровито нудно.
Сама Медея, в исполнении Юлии Рутберг, настолько статична на протяжении всего спектакля, что создается впечатление: разбились все маски греческого театра, кроме маски «уныние». Все события, которые происходят с ней и вокруг нее, ровным счетом никак не меняют её внутреннее состояние. Медея с начала спектакля напряжена и настроена на отпор любой вражеской атаки. И это её состояние остается всегда, что при встрече с кормилицей, что при встрече с царем, что при встрече с возлюбленным.
Кого играл господин Антипенко, я вообще не понял. Мужа? Отца? Предателя? Героя? Спасителя? Жертву обстоятельств? Поэтому, для себя я сделал вывод, что он играл декламатора.
Самым сильным образом в спектакля, как мне показалась, была кормилица, в исполнении замечательной Инны Алабиной. Драматург вложил ей в уста главные слова пьесы: «Я хочу жить!». Но, кажется, режиссер не заметил и этого…
Наталья Шумская
2 декабря 2011 16:41
К сожалению живу очень далеко и не имела возможности побывать на премьере спектакля. Но мне очень нравятся актеры Юлия Рутберг и Григорий Антипенко. За творчеством Григория слежу уже не один год и рада, что в его репертуаре появился спектакль такого высокого уровня. А в том, что спектакль достойный я убедилась прочитав отзыв на неофициальном сайте актера http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000031-000-280-0-1322752086
Автор отзыва Fifine, отзыв помещается с согласия автора:
Медея.
В самом начале хочется написать «Я была на премьере Медеи». И в то же время не могу. Руки не выводят данный набор слов. Наверное, потому что с самой первой картинки, которую я увидела на сцене, и до последнего вздоха актеров перед поклонами не появлялось ощущения, что спектакль играют в первый раз. Казалось, что это уже давно сложившийся и выросший в муках организм. Вот Медея, сидящая на авансцене, напряженно смотрит в сторону, откуда доносятся звуки праздника, и произносит свои первые слова «НЕНАВИЖУ». И по тому, как ее всю трясет, буквально до кончиков волос, понимаешь – правда. Становится страшно и хочется вжаться в кресло от этой невероятной и не управляемой силы, которая скрывается в хрупком теле, сидящем прямо перед тобой. И с этого момента пропадает время. Зритель уже не в зале, а там у очага на берегу моря. Не было ни одной мизансцены, ни одной фразы, которая заставила бы меня вернуться в реальность. Даже стражники-охранники Креона настолько достоверны и органичны в своих образах, что понимаешь – это никакая не игра – это жизнь.

Еще мне хочется написать «Юлия Рутберг – великолепна». Но опять же не могу. Ведь это Медея великолепна. Это она сражает зрителя своей силой, мощью и целостностью. Это она пугает своей непредсказуемостью. Что может сделать ненавидящая Медея, если ее не остановить? Все. Но мне показалось, что наша Медея хотела, чтобы ее остановили. Она так искренне упрашивала Креона отпустить ее, но отпустить с Язоном. И Креон в конце жестоко поплатился за свой насмешливый тон и язвительный отказ. Медея не бьет первой. Она мстит, отвечая на удар. И меньше всего она хочет мстить Язону. Она его любит несмотря ни на что. Она готова все ему простить, даже желание жениться на другой, лишь бы он остался с ней. Но нет. Язон тоже получает удар за то, как он обошелся с Медеей. Обиженная Медея – это какая-то неуправляемая сила, омут, затягивающий всех, кто посмел приблизиться. Вот мальчик приносит ей весть о том, что Язон женится на дочери царя Креона. Медея ранена в самое сердце, и она целует этого мальчика, страстно, жестко, как будто хочет этим поцелуем высосать из него жизнь. А мальчик уже отдался ей. Ведь именно он в конце предупредит Медею, что ее обвиняют в убийстве царя, что ей надо бежать. Даже стражники во время разговора Креона с Медеей побаиваются приближаться к ней, хотя их трое, а она лишь слабая, хрупкая женщина. Но, в конце концов, сила берет верх и Медея идет одна, таща на себе огромный тюк со скарбом. Она в бешенстве, она еще больше ненавидит весь мир, но все еще любит Язона, и когда он приходит к ней, Медея бросается ему на шею и буквально душит в своих объятьях.

Язон. Именно Язон, а не Григорий Антипенко, пришел поговорить с Медеей. Но что это. Кажется, что у него не осталось ни капли чувства к этой женщине. Ни любви, ни ненависти. Ничего. Язон стоит, как каменное изваяние, расставив руки в стороны, когда Медея буквально вжимает его в себя . Это как распятье. Но через секунду понимаешь, почему Язон так поступает. Ведь стоит ему коснуться руками Медеи, и он уже никуда не уйдет. Эта сила притяжения настолько электризует зал, что, кажется, сейчас все взорвется. Вот Язон сидит на земле, а Медея обнимает его сзади, шепчет ласковые слова на ухо (целуя при этом то самое ухо), а руки скользят вниз по животу Язона. Вдруг Язон резко вскакивает, грубо вырываясь из пиджака, который остается в цепких руках Медеи. Ведь еще секунда и он бы сдался. Вот Медея на четвереньках пытается дотянуться до ускользающего от нее любимого (это уже почти танец). Слово, рывок в сторону Язона, но он отпрыгивает. Еще слово и опять бросок в попытке дотянуться, но Язон опять отпрыгивает в сторону, говоря при этом, что Медея ему больше не нужна. Но он не зря не дает этой женщине дотронуться до себя. Кажется, одно прикосновение и эти двое не выдержат больше такой пытки и сольются в экстазе. Как же это красиво и в тоже время пугающе. Ведь решение уже принято, и Язон покончил с прошлым. Ему больше не по пути с жестокой и сильной Медеей. И если Медея, говоря о прошлом лишь чуть-чуть упрекает Язона , то Язон ее громогласно обвиняет. «А кто первый посмотрел в сторону другого мужчины?». И произнеся это Язон проходя мимо Медеи сильно, больно, по хозяйски шлепает ее по заду. А Медея пока только оправдывается. В ее душе еще теплится надежда вернуть Язона. Она будет готова бить и бить наотмашь только когда поймет, что это действительно конец. И конец для нее наступает, когда Язон уходит безвозвратно. Вот тогда, ночью, одинокая, покинутая Медея воет вместе с волками, или все-таки поет. Перед тем как совершить свое последнее преступление, она оплакивает любовь. И кровь стынет в жилах от этой завораживающей песни-плача.

Язон и Медея… Нет, теперь Юлия Рутберг и Григорий Антипенко – они как единый организм живут на сцене. Не возникает ни малейшего сомнения, что именно такими и были мифические Язон и Медея. Они настолько близки, что каждое слово, каждое прикосновение до боли органично и на месте (даже тот хозяйский шлепок по попе). Я бы назвала это творческое слияние двух душ и двух тел. Этот спектакль не может идти на большой сцене не по тому, что невозможно будет так выставить свет и декорации. Нет. Просто и Медея и Язон, и Рутберг и Антипенко настолько целиком и безвозвратно отдаются залу, что кажется еще на пару зрителей больше и артисты уже не вернутся. Был, правда, один спорный для меня момент. Сцена, когда на заднем плане начинала волноваться портьера задника (изображая море), а Язон под звуки барабана выкрикивал Медее все свои претензии "Я был силен (рывок в одну стороны), у меня была команда (рывок в другую сторону), у меня был Арго (опять рывок)". Потом все успокаивается. Идет более тихий спор между Язоном и Медей и вдруг снова тоже самое, но с другим текстом "У меня была любовь, у меня..." Во второй раз звучало наиграно и не совсем естественно. Возможно это промах режиссера. Но мне как-то послышались уже известные интонации знакомого Антипенко в совершенно новом для меня образе. А Язон у Григория совсем новый. Я увидела другого актера, которого до сих пор не знала. Браво.

Спасибо и актерам и режиссеру за тот катарсис чувств, который мне посчастливилось пережить на этом спектакле. Хочется пожелать «Медее» долгой творческой жизни и зрительского признания.
Наталья Шумская
3 декабря 2011 08:18
И ещё один интересный отзыв от зрителя с первой премьеры спектакля. Отзыв взят с неофициального сайта Г. Антипенко с разрешения автора.
http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000031-000-260-0-1322752086
Автор ElenaA:
"У критиков, наверное, могут быть придирки, у избалованного зрителя будет меньше эйфории, но для живущего впроголодь провинциального зрителя этот спектакль оказался настоящим эмоциональным потрясением.
Итак, самый маленький малый зал в моей жизни. Последние секунды перед началом – пульс – 100, волнение зашкаливает. Вот приглушили свет и зал затих. От первого мгновения до последнего тишина стояла такая, как бывает, когда в минуту смертельной опасности, боясь быть обнаруженным, почти перестаешь дышать. На мой взгляд, такая тишина - это самая верная реакция зала и самая высокая его оценка. По-другому реагировать на этот спектакль просто невозможно. Только так - не дышать.
Музыкальное сопровождение спектакля творит чудеса. Удивительная, как бы раскачивающаяся, танцевальная мелодия сразу переносит тебя к берегам Эллады. Эта мелодия беспечного праздника доносится издалека. И еще доносится как вкрапление звук, очень напряженный, немного зловещий, затрудняюсь предположить на что он похож, но он такой, что дрожь пробежала по телу и слезы готовы были рвануть из глаз, а ведь еще не было произнесено артистами ни одного слова. Почти на протяжении всего спектакля, когда Медея одна или с кормилицей, звучала эта мелодия, то затихая, то приближаясь и ритмично пульсируя. В бешеной схватке Медеи и Язона музыка звучит более мощная.
Медея Тьма. Пустошь. Нянька пытается развести костер. Медея всматривается вдаль, прислушивается к звукам... "Нена-вИжу!" - в этом возгласе нет тупой, злобной ненависти. С первых слов слышится боль затравленного зверя, предчувствие надвигающейся беды. Еще есть надежда, но вот появляется, принесший от Язона весть, мальчик и мир для Медеи рушится. Оцепенение. Потом осознание происходящего и вот по нарастающей, как маятник, набирающий амплитуду Ю.Рутберг гениально передает отчаяние Медеи, страдания ее души, одну сплошную боль. И в этих муках рождается ее ненависть и месть. Как неистово раскачивает она свои пожитки, поднятые над сценой почти в форме шара. (Какое интересное художественное решение!) Под стать ярости Медеи, как будто несущий слепую, сокрушительную силу метеорит, проносится над сценой, как над землей. И еще потрясающий художественный прием, когда брошенная, одинокая Медея стоит, подняв голову к звездам, все для нее кончено и ее боль выливается в волчий вой и уносится куда-то во Вселенную, в вечность. Медея сравнивает себя со зверем, но даже зверь подчиняется законам природы. Медея - не подчиняется ничему. Она свободна в любви и в ненависти. Ради любви она отвергает семью, богатство, условности, предрассудки и даже законы совести и бытия. Да, ее разрушительная сила сродни демонической и простому человеку это не выдержать. Читала миф, текст Ануя, но прочтение этой пьесы режиссером для меня оказалось ближе и понятней. В отличие от Медеи Ануя, в этом спектакле у Медеи Рутберг я не увидела той ужасной злобности, безумной гордыни, эгоизма и желания наказать Язона убийством детей. Просто вариантов и компромиссов для нее нет. В ее любви можно только сгореть, в ненависти – не остановиться ни перед чем. Без Язона для нее нет места в этом мире и она принимает решение уйти вместе со своими малютками. Так же как и Язон принял решение оставить ее. Для меня показалось все это действо как анализ, как замедленное блуждание по лабиринтам страданий, как анатомия души нестандартной, сильной личности. То что Юлия творила на сцене нельзя назвать игрой. Передавая все чувства и эмоции Медеи, она буквально разрывала свое сердце у нас на глазах: слезы текли у нее по щекам, губы, подбородок, даже мышцы ее впалых щек дрожали. Как она ненавидела Язона, но стоило ему оказаться рядом и она жадно ловит каждое его прикосновение в надежде что-то изменить, удержать. Как стоя на коленях она просит Язона взять ее с собой в его новую жизнь и услышав непреклонный ответ, сама же смиренно соглашается с тем, что да, она, конечно же, не изменится. И все-таки уже вслед уходящему Язону, почти шепотом летит мольба о сомнении. Если бы в его словах она услышала хоть каплю сомнения, возможно это могло бы ее спасти. Она вся при этом содрогается, как в предсмертных судорогах.
Язон. Сказать, что Григорий с Юлией был просто органичен - это не сказать ничего. Да, он был органичен настолько, что его присутствие на сцене ощущалось даже тогда, когда его там не
было. Да и как могло быть иначе, когда все мысли, чувства, воспоминания Медеи связаны с ним. Именно Язона она любит и страдает безмерно. Поэтому, о какой небольшой роли может идти речь? Независимо от сценического времени, для меня роль Язона была такой же мощной, как и роль Медеи. Они достойные партнеры. Они были на равных.
Вот он приходит поговорить с Медеей перед разлукой, он для себя все решил и что бы противостоять натиску Медеи, надел на себя как броню непроницаемую маску равнодушия. Сначала отмалчивается, но потом постепенно вступает в разговор. Он признает свой прошлый, юношеский эгоизм, вспоминает свое перерождение, когда осознал, что способен на нежность, заботу, ответственность. С обретением Медеи, Язон так же как и она теряет все, что ему было дорого: преданных друзей, арго, свой прежний мир. Какое то время, на волне пылких чувств, они звучат в унисон, но постепенно меж ними вползает змеей ненависть. «Вот мы уже постоянно втроем» - говорит Язон. Осознав, что не вписывается в мир Медеи, Язон еще долгое время, как бы по инерции, находится с ней. Много принесли они друг другу боли и страданий, пока, наконец, он решил остановиться, уйти в свой мир и постараться забыть Медею.
Эта их совместная сцена очень экспрессивна и динамична. Они блуждают от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и от этого меняются их интонации и отношение друг к другу. Медея то ненавидит, то умоляет, то упрекает, то прижимает к себе, то вдруг заносит над ним нож, но валится он у нее из рук. Даже через воспоминания вспыхивает искра ревности и... шлепок. Ах, какой шлепок по мягкому месту. Какой темперамент прежнего Язона. В этот момент от него пробежала такая волна, что казалось, воздух задрожал и сцена закачалась. Ведь только что он казался уставшим, опустошенным, безразличным даже к собственной жизни – и, вдруг, такой всплеск при одном только воспоминании об измене. Язон хочет что-то изменить в своей жизни, но сам не очень верит в такую возможность. Он начинает описывать свою невесту, но так скучно, равнодушно. Он только надеется, что она даст ему покой и нежность, но совсем не уверен в этом. Своим рассказом с издевкой, с грубоватой, даже немного хамоватой интонацией, он как будто дразнит и провоцирует Медею. Что это? Жестокость? Или желание отвратить ее от себя? Или предчувствие, что именно так все и произойдет, ведь он хорошо знал Медею. Да, он просил ее уехать теперь, сразу, но не настаивал.
А как проникновенно прозвучали его слова: "неужели ты думаешь, что мне нужны новые ощущения... и далее по тексту. После разговора с Медеей Язон уходит, но уходит с тяжелым чувством обреченного человека, у которого почти не осталось надежды найти себя в новой жизни. Весть о гибели Креона и его дочери вряд ли явилась для него неожиданным потрясением, но гибель детей он не ожидал. Медея вздрагивает от окрика Язона и заливает кровью все вокруг, и сама на глазах у всех замирает с ножом в груди. В последние секунды и Язон и Медея понимают, что у них не может быть совместного будущего, но и порознь у них будущего нет. Они остаются вместе только в этой страшной и красивой легенде на века.
Язон хотел уйти от жестокости и ненависти, обрести покой, созидать, но его последние слова звучат с такой презрительной горечью, как будто он уже ненавидит все то, чем придется ему заниматься, управляя этой страной.

Два слова о других персонажах. Роль царя была вся с современным подтекстом - мне понравилась. Очень хорошо сыграла кормилица и хорошо сыграли даже мальчик и стражники.

Хочется выразить огромную благодарность всем исполнителям, особенно Юлии Рутберг и Григорию Антипенко, режиссеру-постановщику Михаилу Цитриняку и всем, кто работал над созданием спектакля. Благодаря им мы пережили незабываемые мгновения, мы как будто оказались очевидцами той далекой трагедии, заглянув через окно времени и вернулись в зал только на поклонах.

Великолепный спектакль! Спасибо! Поздравляю всех с премьерой! В восторге от дуэта Юлии и Григория, очень рада за них обоих. И безмерно счастлива за любимого артиста Григория Антипенко, что у него теперь есть такой спектакль и такая роль и новых ему высот!"
станислав пойдун
3 декабря 2011 17:58
Режиссура прекрасная,сценография замечательная,но спектакль тем не менее очень холодный и эмоций никаких не вызывает,больше напоминает хореогафическую миниатюру(час двадцать всего продолжительность),Рутберг очень сильная актриса и ей нужно более выразительное окружение,Антипенко не дотягивает и в данном случае не похож на героя из за которого можно бросить все.Уютный домашний мужик по определению и рождению.
В связи с тем что партнер слабоват,создается перекос,временами кажется ,что Рутберг переигрывает.Непонятен выбор актера со стороны на главную роль.В самом театре есть Язоны и сильнее.
Еленка Лиотвеева
3 декабря 2011 21:54
Огромное спасибо Григорию Антипенко за его Язона!Поздравляем Вас с премьерой замечательного спектакля!

"Медея" - первое рожденье,
Судьба Вам отпустила это право.
И зал рыдал в неистовом волненьи,
И вдохновенно все кричали:"Браво!"

И, наблюдали Вашу там игру,
Не смея ни дышать, ни шевелиться,
Когда на сцене Вы - нет места больше ничему,
Осталась лишь мольба:"Пусть Чудо сотворится!"

Цветами закидали театра сцену,
И улыбались Вы чуть-чуть устало.
И, сбросив груз терзаний и сомнений,
Мы поздравляем Вас с прекраснейшим началом.
Геннадий Иванов
4 декабря 2011 13:34
Пару слов для Юлии Рутберг.

Спектакль сырой. Много надо доделать и ещё больше переделать. Вы сами можете большего. Не обращайте внимание на лестные отзывы. Мне они вообще не понятны, а вас будут только расхолаживать в работе. Если кого-то этот спектакль уже приводит в восторг, то только от того, что изначально мало ожидали. Или, как выражается один мой знакомый, некоторые люди ходят в театр просто похлопать в ладоши.
Юля, работайте и заставьте работать партнеров. Прежде всего господина Антипенко.
Обязательно весной схожу на спектакль повторно. Желаю успехов.
Наталья Шумская
5 декабря 2011 15:40
На неофициальном сайте Григория Антипенко продолжается живейшее обсуждение спектакля. Появились новые интересные отзывы. Позволю себе принести сюда ещё один, на мой взгляд весьма аргументированный и подробный. Автор Tatti, разрешение на публикацию получено.
http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000032-000-80-0-1323084279
Раздаются первые звуки музыки, зажигается свет и все вокруг перестает существовать, все, кроме происходящего на сцене. Медея, одинокая и уставшая, изгнанная, но не сломленная. Её душит ненависть ко всему, мир для нее перестал существовать в тот момент, когда её покинул любимый, ради которого она жила столько лет. И он совсем близко. Но не с ней. От этого Медея ненавидит все еще больше. Эти людишки, которые танцуют и радуются жизни... Как же она ненавидит всех их, и еще больше от того, что возможно ОН среди них… Пустота внутри нее. Ей все равно, что будет с ней, нет Медеи без Язона. Но есть еще маленький лучик надежды на встречу с ним. Как хочет она вернуть его! Только эта надежда и позволяет ей жить.
И вот появляется мальчик, который приносит ей весть о том, что Язон придет к ней. О счастье! И вдруг известие о том, что Язон женится на дочери Креона. Шок. Рушится последняя её надежда. Боль с этой минуты не отпускает Медею. Вот она, минута слабости, нет больше женщины-воина, перед нами обычная брошенная женщина. «Женщина! Женщина! Сука! Плоть, созданная из комка грязи и мужского ребра! Ошметок мужчины! Непотребная! …Такая же, как и все! Только еще трусливее, еще доверчивее, чем другие.»
Но постепенно пустоту и боль сменяет в Медее ненависть. Она вползает змеёй в её тело. И гордая царица вновь поднимает голову. Месть, она единственная имеет смысл сейчас для Медеи. Она не позволит себе слабость. Она отомстит за ту боль, которую причинил ей Язон.
Как великолепна Юлия! Перед нами настоящая дочь царя. Она сильная и гордая. И в этот момент кажется, что она права во всем, что нельзя иначе, забываешь обо всех её грехах, как жаль эту брошенную и обманутую женщину! Хочется протянуть руку и сказать: «Да! Сделай это! Отомсти!»
План мести уже созрел в голове Медеи. Ей остается только выиграть время. Как умоляет она Креона позволить остаться ей до утра! Он позволяет и подписывает этим себе смертный приговор. Как тяжела её ноша! Как страшна Медея в своем гневе! Но у нее впереди еще разговор с Язоном.
Зачем Язон пришел к Медее? Этот вопрос не дает покоя.
Язон приходит с каменным лицом, ни одной эмоции, ни улыбки, ни ненависти. Эта каменная маска, что скрывается за ней? Медея кидается к нему, обнимает. Язон же по-прежнему не реагирует. «Дай-ка я посмотрю на тебя. Это тебя я любила?.. Это с тобой я спала 10 лет?.. Не боишься?» – «Боюсь!»… «Как легко было бы жить на свете без Язона» - «А мне без Медеи». Он по-прежнему спокоен. «Но существуют и Язон, и Медея!»
Кажется, что для Язона все кончено. Но так ли это? На лице по-прежнему нет эмоций. Пуст ли Язон? Неужели у него не осталось никаких чувств? Или это маска для того, чтобы скрыть от Медеи нечто, что она тщетно пытается рассмотреть в глубине его глаз? Ответа пока нет… Но Медея хочет получить ответ на свой вопрос.
«Почему ты помешал ему убить меня?» - «Потому что ты долгие годы была моей женой, Медея. Потому что я любил тебя.» - «А теперь я больше тебе не жена?» - «Нет.»
Она не может принять такой ответ: «Ты можешь изгнать меня, Язон, но никогда не исчезнет Медея из твоей памяти! ... Твой ум, твой грязный мужской ум может хотеть этого, но ему наперекор твои руки, блуждая во мраке ночи по чужому телу, будут искать очертания тела покинутой Медеи . … Отруби себе руки, Язон, отруби их сейчас же или замени новыми, если хочешь любить!»
Она шепотом выкрикивает эти фразы… Её губы касаются его уха… Её руки обхватывают и сжимают его грудь, следуя все ниже и ниже, усиливая свое давление… Его руки опущены, с каждой её фразой, все сильнее сжимаясь в кулаки. Еще мгновение и она достучится до него, она разбудит того Язона, её Язона, с которым они были близки 10 лет… Еще мгновение… Он яростно отбрасывает её руки и вскакивает. Нет, он не может допустить возврата. Его подсознание хочет этого, но он сильнее.
«Неужели ты думаешь, что я покидаю тебя потому, что ищу новой любви? Неужели думаешь, что я хочу начать все сначала? Я хочу забвения и покоя!»
Но выясняя, почему же они расстались, Язон до сих с болью вспоминает измены Медеи. Нет, она не безразлична ему. Но эта боль не позволит ему быть с ней снова. Не может он простить ей эту боль, которую она ему причинила, все мечты, которые не сбылись. Волна ненависти и обид захлестывает его. «Ты страдал.» - «Да» - «Так почему же ты так долго оставался со мной?» - «Да потому, что я любил тебя, Медея!»
Да, ненависть именно то чувство, которое испытывает Язон. Но, мне кажется, ненавидит он не Медею, а свою зависимость от нее, понимая, что по прошествии всех этих лет, он все так же связан с ней той невидимой нитью. Зачем он пришел к ней? Эти нити нужно было порвать. И он порвет их, переступив через себя, переступив через Медею, но он сделает это. И только тогда он сможет быть свободным.
«А теперь я хочу остановиться, стать обычным человеком… …Я хочу простого человеческого счастья!» - «Язон, а если бы я сказала, что хочу вместе с тобой ступить на этот новый путь, та бы мне поверил?» - «Нет… Прощай, Медея! Не могу сказать тебе: «Будь счастлива», будь самой собой!»
Язон уходит, не оборачиваясь, а Медея в изнеможении ждет, что он передумает и вернется. Только он мог быть её спасением. Но нет. Язон не вернется и с этого момента все предрешено.
Больше нет Медеи-человека. Это раненая одинокая волчица, воющая на луну. Никто не может понять эту Медею. Только волки отвечают ей своим воем. И смерть теперь не страшна, Медея и так мертва. Она забирает с собой детей, которые тоже частицы её самой, чтобы не осталось в этом мире ничего от Медеи.
Мы можем долго спорить, кто она Медея: преступница или мученица. Для меня она несчастная одинокая женщина с разбитым сердцем, которое билось ради одного человека. И можем осуждать или оправдывать Язона, который сделал её такой и бросил. Но он такой же мученик, как и она, который не сможет жить той спокойной жизнью, о которой так мечтал. Вот теперь Язон действительно пуст. Потому что нет Язона без Медеи. «Сожгите здесь все!»

Очень сильный спектакль. Действие на сцене завораживает на столько, что кажется, что ты участвуешь в нем. Мое сердце стучало так громко, казалось, что его стук вот-вот долетит до артистов. Юлия прожила жизнь Медеи за этот время. И разве мог быть у нее другой Язон?

Спасибо, Михаил Цитриняку за возможность увидеть пьесу, за возможность посмотреть на персонажей пьесы с другой стороны, увидеть в ней людей настоящих, страдающих! Спасибо всем, кто принимал участие в создании этого спектакля! Браво Юлия! Браво Григорий!
Natalia P
4 февраля 2012 22:08
Была.. увидела.. прожила..
.. я преклоняюсь перед людьми, создавшими ЭТО.. назвать "спектаклем" язык не поворачивается..
Юлия.. Григорий.. БРАВО !!!... и СПАСИБО!!!
Ирина Ефремова
20 июня 2012 13:32
В целом спектакль понравился, но сказать, что он меня поразил, я не могу. Я примерно так себе всё это и представляла, хорошо зная Эврипида, пьесу Ануя, а также видя фотографии со спектакля.

Рутберг выкладывается очень сильно, она в этом спектакле играет жуткую, чудовищную красоту, которую хочется любить и ненавидеть одновременно. Она прекрасна!

В целом, весь спектакль прошёл гладко, однако наличие бездарного Владислава Гандрабуры испортили впечатление от просмотра.
Финальная сцена: стоит Медея, залитая кровью. Только что она погубила будущее Язона и теперь отомщена вполне. Антипенко говорит последние слова как подведение итога ко всему спектаклю.
Естественно, у всех лица серьёзные, напряжённые, потому что произошла трагедия, от которой кровь стынет в жилах. И стоит Гандрабура и тупо улыбается во всю свою физиономию. Такое ощущение, что к нему пришли друзья, и его распирает от гордости перед ними. И он разве что рукой им не машет.
Какой степенью идиотизма нужно обладать, чтобы запороть полуминутную сцену без слов, в которой от актёра вообще ничего не требуется? Просто тупо постоять на сцене. И он с этим не способен справиться!
Заслуги Ароновой - это заслуги Ароновой. И только ЕЁ. Любой нормальной женщине совести бы не хватило привести в родной театр своего бесталанного сына.
Очередной пример того, что природа на детях не просто отдыхает. Она на них высыпается.
Татьяна Шлямберг
23 декабря 2012 12:48
Отзыв c неофициального сайта Г. Антипенко с разрешения автора. http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000036-000-280-0-1356250964
Автор RATANN.

Медея 22.12.12.

С каждым просмотром этого спектакля я все больше убеждаюсь,что авторы сотворили маленький (по времени)шедевр,тонкую изысканную вещь, ,филигранную работу.
Это был мой третий просмотр спектакля, и опять Медея и Язон были иными.В спектакле больше нет громкой речи ,герои говорят тихо,в голосах только печаль и тоска.Даже фразы о ненависти,что гложет ее,Медея произносит спокойно,будто свыкнувшись и полностью приняв ее в свою душу.Эмоции сглажены внешне,но от этого они стали еще сильнее,еще проникновеннее.
И Язон только кажется спокойным - все чувства написаны у него на лице .Тоже тихий голос,но сколько в нем боли и грусти!Всего один раз он позволяет себе сорваться:"У меня был корабль,у меня были верные друзья,у меня был Арго!"Только в этих словах эмоции выплескиваются через край – ему невыносимо думать,что он потерял настоящую ЖИЗНЬ,растерял свою храбрость и отвагу.Вместе с Медеей он изменился,погрузившись сначала в мир страсти и любви ,а затем и преступлений . Теперь он устал от этой жизни,полной ненависти и мщения.Он устал от этой всепоглощающей любви,которая разрушила его судьбу.
Он сам протягивает Медее нож,говоря "Лучше бы ты убила меня,Медея!" Сжаты в этот момент кулаки ,дрожат руки,гримаса отчаяния на лице – может быть,он ждет,что Медея освободит его от страданий.Но она не может поднять на него нож -и Язон облегченно вздыхает.Как это сильно и эмоционально точно сыграно !

А потом он уходит,не обернувшись.И Медея тихо шепчет (только шепчет,а раньше это был крик отчаяния):"Обернись ,Язон!" Не обернется ,и Медея это чувствует,поэтому шепчет скорее для себя.Он не захочет услышать и не обернется,как бы громко она не звала его.

Язон не обернется,но никогда Медея не исчезнет из его памяти,она всегда будет с ним.Обнимая других женщин,он будет вспоминать Медею,искать ее в чужих душах и телах ,несмотря на то,что сейчас стремится убежать от этих сжигающих его чувств. "Неужели ты думаешь, что я покидаю тебя потому, что ищу новой любви? Неужели думаешь, что я хочу начать все снова? Я ненавижу теперь не только тебя, я ненавижу любовь!" И еще: "Я хочу забвения и покоя."
Можно обвинять в этом Язона?Григорий играет так ,что ему нельзя не посочувствовать,нельзя не понять.Столько экспрессии в его жестах,мимике,что невольно встаешь на его сторону,принимая его действия и поступки.

И вот последние слова Язона уже после смерти Медеи
"Теперь надо терпеливо возводить жалкие леса человеческого счастья . Теперь надо жить, следить за порядком: издавать законы и вновь без всяких иллюзий строить по своему подобию мир…" Каким мертвым голосом была сказана эта фраза,с какой злой ухмылкой произнесены последние слова! Он будет жить,пусть и с мертвой душой,которая никогда не воскреснет.Но таков его выбор.Осуждать его?Нет.

А мой выбор после вчерашнего спектакля - Язон.Я поверила ему,я приняла его сторону,хотя раньше думала совсем иначе.
И вновь меня потрясла сила актерской игры,которая держит зрителя в напряжении весь спектакль,и впечатления от которой сохраняются очень надолго.
Татьяна Шлямберг
23 декабря 2012 18:18
Отзыв c неофициального сайта Г. Антипенко с разрешения автора.http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000036-000-280-0-1356271185
Автор HotGiRl
Я впервые была на Медее.То ,что я туда попала - настоящее чудо! Я в восторге!!!То,что происходило на сцене меня потрясло. Юлия просто превосходна в этой роли,к сожалению не видела других её ролей,но вчера она меня потрясла. Как она прочувствовала свою героиню.В некоторых моментах просто до мурашек и слёз. Очень понравился момент разговора Медеи и Креона,и почему то в моё сознание очень врезались слова о том что Медея и Язон не разлучны.Что Крион берёт не только Язона ,но и Медею вместе с ним.И её истерический смехпо поводу того,что это Язон попросил её отпустить.Вот тут у меня почти выступили слёзы, такое ранящее действие от любимого человека.Вообще к Медеи практически на протяжении всего спектакля у меня было сожаление,которое исходило из самой глубины души.Хочу отдельно отметить взгляд Юлии..это сложно объяснить,это нужно увидеть.Её слёзы,интонации,жесты..Всё настолько откровенно,я бы даже сказала интимно.Понравилась игра няньки..и все сцены с ней. Её умоляющий тон,просящий Медею остановится и вернуться домой…Моего лексикона не хватает что бы описать то,что чувствуешь когда смотришь такие сцены и весь этот спектакль в принципе.Потому что ,действительно,то что видишь.тебя завораживает и захватывает. Ты стараешься понять каждого героя,каждую сцену прокручиваешь в голове..Далеко не каждый спектакль на такое способен. И скажу честно из всех спектаклей,которые я видела с Григорием-это лучший.Ну вот я и подошла к Язону.
Сам Язон мне очень симпатичен.Герой вызывает разные чувства,иногда его жаль, а местами,хочется убить.(Наверное здесь во мне играло чисто женское).По поводу монологов Григория..Скажем так,они тронули меня..Но ..иногда мне казалось что,не хватает чего-то в его взгляде,мимике..Сама ещё не поняла как это объяснить.Я несколько иначе представляю взгляд и выражение человека ,который оказался в такой ситуации , вся его прошлая жизнь закончилось, любовь..которая была безумной ,тоже уже совсем не та, Но всё таки я осталась довольна игрой Григория. Просто низкий поклон Юлии и Григорию за их совместные сцены!!!!Вот тут я просто готова сказать БРАВО! Разговор близких людей, которые не могут друг с другом и не могут по другому.Очень сильная сцена. Исповедь Язона о жизни с Медеей:об их любви, о ревности, убедила меня в том,что Григорий,действительно, играет опираясь на прежитое самим.
Все актёры большие молодцы!Все играли достойно!
Это лучший спектакль, на котором я когда- либо была. Настоящий новогодний подарок. Думаю.что эмоции от спектакля ещё долго не отпустят меня.
Татьяна Ваганова
3 февраля 2013 19:39
Не могу промолчать. Приняла участие в действиях 02.02.2013 на малой сцене театра. Благодарю всех, кто вложил в часть своей души в творение «Медеи». Малая сцена позволила быть не зрителем, а оказаться участником событий времен Медеи и Язона. Необычное состояние: смотришь в глаза , чувствуешь дыхание, слышишь рядом голос, ощущаешь биополе. Полтора часа позволили перейти на новый энергетический уровень. Я жду этого всякий раз от театра. Этот стал праздником души. Дай бог вам удачи!
Во все времена и во всех землях люди - только люди со своим мировидением, с данными свыше чувствами: любви, ненависти, ревности, рассудительности. Иногда они достигают запредельных уровней. А человек не в силах изменить не себя не другого.Татьяна.
Elena Ulanova
23 ноября 2013 11:42
Жаль нет возможности купить билеты хотя бы на февраль.....аншлаг уже сейчас до конца января...
Светлана Фролова
20 декабря 2013 00:18
Спектакль поразил до глубины души. История Медеи и Язона - история разрушенной, отравленной любви, история о столкновении двух абсолютно разных миров. В Медее воплотился мир Востока: свободный,дерзкий, полный необузданности и силы. В Язоне же - мир Запада: спокойный, даже праздный, полный закона и порядка.
Злость и ненависть, страсть к мучениям в Медее извратили ее любовь. Она не способна принять ни мира, ни покоя, ни обыкновенного человеческого счастья. Страдания и хаос для нее - вся жизнь, свобода. Она - дикий зверь, вся ее природа сродни безумству... Но есть нечто особенное,даже прекрасное в ее пламенной натуре. Медея горда, сильна волей и остается верна себе до самой смерти. Она не убивает своих детей, а уходит вместе с ними, не желая оставлять их в таком противном ее существу мире.
Язон совершенно противопоставлен Медее, но есть то, что их объединяет. Любовь - та самая тонкая нить, что держала их вместе. Потому Язон так боится взглянуть на Медею, боится вновь броситься в разрушенный омут этой разлагающей, ядовитой любви. Он выбрал побег, но подсознательно понимает, что от себя он не скроется никогда, а значит и от Медеи. Ведь весь его мир воплощен в ней. Вместе с тем, он устал от боли и хаоса, который несет с собой Медея. Она никогда его не отпустит.
Игра актеров потрясающая. Ю. Рутберг как никто лучше подошла на роль Медеи. Сколько ярости, страсти и подлинной уверенности в каждом жесте, все чувства обнажены, отражаясь на напряженном лице. Этот лихорадочный, почти сумасшедший блеск в глазах. Не было ни единого сомнения в том, что это она... Медея.
Хотелось бы так же отметить игру Г. Антипенко . Монологи Язона намертво запечатлелись в памяти, оставив за собой неизгладимые впечатления. Григорий с непревзойденной виртуозностью раскрыл натуру своего персонажа. Горечь и боль,сожаление, пронизывающие образ Язона, влились в общую палитру атмосферы спектакля. Горькие насмешки, адресованные больше себе самому, внешняя отстраненность, напряженность фигуры... Ни одной упущенной эмоции, ни одной забытой мысли.
Интересно было разгадывать смысл символики спектакля. Тюк, обозначающий гнетущую ненависть Медеи, спущенный крюк,одеяния героев...
Одним словом, спектакль "Медея" - динамичное и правдивое отражение пьесы, которое никого не сможет оставить равнодушным.
Elena Ulanova
3 февраля 2014 11:28
И все таки мы смогли купить и попасть)! Прекрасный спектакль! Замечательная игра! До этого смотрели Любимовскую (больше не ставят на Таганке)постановку. Спектакли под одним названием и историей до того разные и потрясающие!!! Это для тех пишу,кто решит пойти ,посмотреть и сравнить. Ни в коем случае не надо сравнивать! Получите удовольствие от вахтанговской Медеи! Не пожалеете!
Калиния Ковалевская
30 декабря 2015 01:31
Великолепный спектакль! Низкий поклон всем, кто работал над этой постановкой и отдельная благодарность Юлии Ильиничне Рутберг! Этот спектакль помог мне понять и открыть в себе много нового. Те чувства, которые я пережила не передать словами. Отдельно хочу заметить, что была замечательная, уютная атмосфера создана. Обязательно приду еще раз на этот спектакль. Это то, в чем есть потребность пересмотреть, чтобы увидеть, понять что-то новое.
Еще раз выражаю благодарность всей команде, участвующей в постановке спектакля и отдельно благодарю: Режиссера-постановщика - Михаила Цитриняка, актеров - Юлию Рутберг и Григория Антипенко.
Ирина Емельянова
6 мая 2016 12:58
Вчера, 05.05.2016, смотрела спектакль на Новой сцене, место было на 13 ряду. Были слышны слова всех актеров кроме Ю.Рутберг. Она либо шептала себе под нос, либо вскрикивала.Не могу оценить ее игру, т.к. все время напрягалась услышать слова Медеи. После спектакля была очень раздражена.
Ирина Брагинская
20 сентября 2016 16:53
Прошло уже больше суток, а я вновь и вновь возвращаюсь в этот удивительный вечер пятницы… Что же произошло с нами? Катарсис, шок, озарение или всё это вместе взятое?
Магия начала происходить ещё до начала спектакля: погас свет, все затаили дыхание, повисла звенящая тишина…
Первая сцена – луч прожектора озарил лицо актрисы, она произнесла первые слова, и весь мир утонул в ней. Необыкновенный голос – то нежно-бархатный, то неистово-грубый – проникал в самое сердце. Её энергия захватила зал и вихрем унесла в античные времена. Актриса растворилась в своей героине: перед нами была женщина-месть, женщина-страсть, женщина-террор. Рутберг собрала в Медее вулкан чувств, которые сжигали её изнутри и испепеляли всё вокруг, не оставляя никакой надежды на мирное сосуществование.
Медея. Эта героиня античности воспета многими древними поэтами и писателями современности. Женщина, убившая собственного брата и разбросавшая куски его тела по морю, чтобы отец, собирая останки сына, не догнал «Арго» – корабль, на котором она сбежала со своим любимым, похитив золотое руно. Царевна, гордая и властная, продолжившая череду убийств, чтобы подарить своему возлюбленному трон. Волшебница, всемогущая и коварная, не останавливающаяся ни перед чем, чтобы вернуть своего мужчину.
Рутберг использует все краски, показывая мощь плоти, силу ненависти и любви. В одной из сцен она рождает своего “третьего” ребёнка – девочку-ненависть. И становится понятно, что эта женщина готова убивать безостановочно, как машина, потому что Ясон принадлежит ей и только ей, без остатка.
Ясон. Мужественный, прекрасный, но утомившийся от разрушительной любви Медеи. Герой, желающий уже в конце-то концов обрести душевное спокойствие в объятиях своей невесты, дочери царя Креонта.
Самая главная часть спектакля – диалог Медеи и Ясона. Как прекрасен этот дуэт! Ясон устал от вулкана страстей. Он предъявляет Медее претензии одну за другой, он тяготится их прошлым: убийствами, которые они совершали вместе, разрушениями, остававшимися после их бегств. Но все бессмысленно. Медею не остановить:
— Ты львица, а не жена! — кричит Ясон. — Ты демон, которым боги меня поразили!
--- Зови, как хочешь, но я ранила твоё сердце.
— И собственное.
— Легка мне моя боль, когда вижу я твою.
— Твоя рука их убила!
— А прежде того — твой грех.
— Так пусть казнят тебя боги!
— Боги не слышат клятвопреступников

Все сцены между двумя главными героями, когда-то любившими друг друга, взрывают чувства зрителей.
Мощный дуэт Юлии Рутберг и Григория Антипенко. Полная гармония, взаимодействие каждой клеточки, всех невидимых душевных струн!
Сцена убийства детей настолько сильна, что ужас холодной струйкой скатывается по спине. От неистовства героини леденеет душа.
Жан Ануй не случайно не переносит действие в наше время, как он это сделал с Орфеем. Медея Ануя остается мифическим существом, наделенным нечеловеческими качествами. В ней много природного и даже потустороннего.
Работа режиссера спектакля Михаила Цитриняка – яркая и изысканная, недаром спектакль – один из самых популярных в театре им. Вахтангова. Великолепно все: сценография – движения отточены и легки; игра света и теней насыщена и проста в восприятии; уникальны и полны богатого подтекста декорации-символы. Костюмы, построенные на контрастах: темные –война, светлые – мир; потрясающая музыка, и, конечно, актёры!
«Медея» – это высочайшая вершина и великое искусство! И вот, что я еще поняла: такие чувства невозможно пережить ни на каком другом спектакле.
После продолжительных аплодисментов, все молча двинулись к выходу. В углу продолжала сидеть девушка. Прижав к лицу свои ладошки, она беззвучно тряслась в рыданиях.


Калигула Консул
29 декабря 2016 18:35
По справедливости надо писать обо всем ансамбле спектакля, но очень хочу сказать о Юлии Рутберг. Темная, сильная, жуткая колдунья, которая при этом оказывается хрупкой, прозрачной, легонькой блондинкой. Ее бы защитить, укрыть от жестокого мира, но нельзя уберечь от жестокости саму жестокость, нельзя укрыть от мира стихию, богиню мщения.
Браво!!!
Александра Обухова
11 ноября 2017 22:40
Трагедия Медеи и Ясона на первый взгляд может показаться оторванной от реальности и изобилующей невероятными по своей жестокости и изощрённости поступками и событиями. Однако если абстрагироваться от мифологического антуража, можно представить себе этих героев как обычных людей, утопающих в своём эгоизме и не желающих видеть и воспринимать ничего, кроме собственных желаний и страстей.

Ясон и Медея как будто бы принадлежат к разным мирам – миру мещанского довольства и миру необузданных страстей, но их объединяет то, что они не могут раскрыть и направить в позитивное деятельное русло свою человеческую сущность. Он - слабый мужчина, взявший на себя заботу о женщине в вихре приключений, но легко отказавшийся от неё в обычной жизни, а она как бы сильная женщина, в которой не осталось вообще ничего женского: нежности, понимания, способности любить и прощать других людей.

Спектакль решён в чёрно-белых тонах, но когда в конце появляются два красных полотнища, символизирующих детей Медеи, убитых ею, то кажется, что крови слишком много. Ясон в конце приказывает сжечь всё, что связано с Медеей, но остановит ли это страшный кровавый поток, порождённый Медеей из-за Ясона и при его участии? Эгоизм убивал, убивает и будет убивать, и ответ на вопрос, как можно положить конец таким убийствам, зрителям спектакля предстоит найти самостоятельно.

Оригинальная и тщательно продуманная сценография помогает воспринимать и осмысливать трагедию героини древнегреческих мифов с точки зрения современного человека. Актерские работы также сделаны на очень высоком уровне, и потому зрителю ничто не мешает не просто наслаждаться зрелищем, но полностью погрузиться в восприятие действия, искать и находить смыслы и аллюзии. Спасибо за прекрасный спектакль.

Наталья Тимашова
27 ноября 2017 00:04
Сегодня были на "Медее". По сути -спектакль-бенефис Юлии Рутберг, все остальные актеры, включая Григория Антипенко-Ясона (Язона) помогают ей раскрыть трагический образ Медеи, профессионально и виртуозно подхватывая в нужные моменты живое и гибкое тело актрисы, ведя непростой и эмоциональный диалог с ней, подставляя ей плечо буквально или фигурально - когда актрисе нужна небольшая пауза, чтобы передохнуть физически, или когда она, изнутри разрываемая страстями ее сценического образа, нуждается в энергетической подпитке от кого-то из партнеров. Пластика движений актрисы очень хорошо дополняет ее монологи, а иногда понятна и убедительна без слов. Музыка отлично иллюстрирует происходящее на сцене. Спасибо актерам и режиссеру за прекрасный вечер!
Екатерина Студёная
27 ноября 2017 00:38
Посмотрев "Медею", начинаешь задумываться о сложности человеческих взаимоотношений. Насколько точно в спектакле изображена ситуация, когда люди все ещё любят друг друга, но уже не могут быть вместе. Рассказывается длинная история их любви и то, как они пришли к расставанию друг с другом. Юлия Рутберг ( Медея ) с помощью деталей создаёт образ несчастной брошенной женщины. Еще очень интересна сама интерпретация античной трагедии для современного зрителя, что делает этот спектакль тоже немного особенным.
Карина Шевченко
8 декабря 2017 18:08
Была на спектакле 07.12.2017.
Понятно точно, что истина стара как мир. Отношения между мужчиной и женщиной во все времена одинаковые. Боги, люди, мифы, реальная жизнь...Любовь делает всех одинаковыми. Сильные становятся слабыми, а слабые сильными. Послевкусие после спектакля великолепное!
Светлана Привезенцева
17 июня 2018 21:51
Два с лишним года я езжу в один из лучших театров на просторах бывшего Союза! Смотрю спектакль, в котором так счастливо сошлись Жан Ануй и Михаил Цитриняк. Медея- Юлия Рутберг и Язон - Григорий Антипенко.

Февраль 2016 года. Это был мой певый спектакль, где я увидела актера Григория Антипенко... Стыдно признаться, но увидев его в фильме "Не родись красивой", я не очень понимала, почему ему отдали приз зрительских симпатий. В своем интервью пару дней назад Г.А. вспомнил о Высоцком (вдруг?). Форумчанки (тоже вдруг?) Стали их сравнивать... НЕ НАДО! Это две совершенно разные не то, чтобы планеты! ГАЛАКТИКИ! Уникальные-сродни чудесному произведению, очень штучные люди. Сложные и не всегда вполне понимаемые до конца. Люди, которые нас, обычных обывателей (извините...) подтаскивают повыше, приподнимают над обыденностью житейских будней. Они заставляют наши души петь!... Причем тут Высоцкий? А именно тот факт, что я очень хотела увидеть его в роли Гамлета, и, работая интенсивно, очень много ездила- все откладывала... и откладывала..., заставил меня отправится на спектакль, отложив все дела. Я вдруг очень испугалась, что не увижу Г.А.-актера, которого открыла, просматривая видио интервью и его фильмографию... Спектакль закончился-а я сидела неподвижно, совсем ошеломленная увиденным. А актеры выходили на поклон и уходили вглубь сцены... Раз... Потом второй... Я очнулась и понимаю-уйдут вглубь и в "карман". Мне их не догнать... В руках цветы для актера... Ну... Я пошла догонять... У Г.А. была привычка-разворачивается, берет коллег за руки и разбегается... Вобщем-мы встретились... До сих пор испытываю чувство неловкости.
И ДО СИХ ПОР ОН-МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЯЗОН!

Я писала о спектакле. Я его так люблю, что сбилась со счета, сколько раз я была зрителем. Актеры развиваются. Спектакль меняется. Эмоциональная и интеллектуальная нагрузка растет. Снова я в зале. Уже анализируешь каждое слово. Каждый жест. Медея-принцесса. Ее готовили править страной, народом. С пеленок внушали-главное не она. Главное-интересы ее государства, семьи вцелом, народа. Это обеспечит существование ее страны. И ТАК влюбиться, что развалить всю эту систему ценностей! Предать отца, убить брата, украсть символ ее государства! (конечно же-по тем масштабам -это просто племя) Молоденькая царевна околдована Язоном. Для него же-она просто трофей. Он говорит ей-влюбился. Потом. Ну... десять лет... Возможно... Мы ее видим в тот момент, когда она понимает-Язон ускользает. Как большинство женщин-она ему и любовница, и друг, и мать его детей, и мать его самого-ведь не единожды спасала его и возвращала к жизни, врачуя болезни и раны. Вспомните-мальчик с известием прибегает-первый вопрос Медеи:-ранен!?... Нянька говорит:-"Ты его сама отпустила. И вздох облегчения..." Но-10 лет! Психологи утверждают, что страстная, через край любовь длится ровно 36 месяцев (по моему-спорно). Просто человеческий организм такого напряжения больше не выдержит. НО!!! Десять лет! А Медея не хочет жить без любви Язона! Она даже прибегает к такой "детской" уловке-попытке вызвать у Язона ревность. И делает только хуже. Потому, что он уже принял решение.
То, что я напишу-цинично. Но не я, а Жан Ануй или Михаил Цитриняк "сдали" Язона. Почему Язон просит Креона позволить Медее остаться до утра? И приходит он к ней не поговорить, а "раскачать" ее до определенного психологического состояния. Он ведь знает, на что способна Медея! "Потому что 10 лет!" Она пытается его остановить. Огромная рука актера резко ложится на голову Медеи-и та благополучно тонет в ней. "Ты думаешь, что говоришь?!" ОНА-ДУМАЕТ!!! И пытается до него достучаться. Но напрасно! ОН ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ. И УЖЕ НАЧАЛ ДВИЖЕНИЕ. ОН женился на дочери Креона. Да потому, что у него был КОРРРАБЛЬ!!! Да потому, что он ЦАРЬ по рождению! Молодость прошла, хулиганить надоело... Только царствовать негде. Креон еще силен. Я думаю-Медея понимает, чего хочет от нее Язон. И осознает-он ее использует! Второй раз... Она все еще пытается остановить его. "Язон! Усомнись! Язон! Оглянись!" НО ОН ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ! ОНА ЕМУ ДЕЛАЕТ ЭТОТ ПОСЛЕДНИЙ ПОДАРОК!- Убивает принцессу и царя-расчищая путь к трону! Убивая себя и детей-избавляет от балласта! Григорий Александрович! Это-не драма! Это -трагедия! КАК ПОСЛЕ ТАКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ БЫТЬ ЦАРЕМ СОБИРАЕТСЯ ЯЗОН ЖИТЬ ДАЛЬШЕ!? Ведь он сам себя вверг в ад при жизни! Конечно же он не забудет Медею! Чудо-если он не сойдет с ума...
Григорий Александрович провел спектакль "по острию бритвы" на такой грани эмоций и мастерства, что у меня, видевшей не один раз спектакль, возникало ощущение ужаса-вот сейчас он ее ударит! (Это чисто по русски-разудись плечо!) Но ни в одном мгновении жизни его персонажа на сцене, актер не допустил переигрывания или неестественности! За те два года Григорий Александрович серьезно возмужал и как актер и как мужчина. Заматерел! АКТЕРИЩЕ-способный на очень многое!
Впервые за два года я вижу актера на поклонах не вышедшего до конца из образа Язона. Еще полного гнева! Гнева! Абсолютно мужского.
Но и актер, отдавший себя всего Язону (играть,как в последний раз!), подуставший, но готовый в любой момент продолжить сражение с женщиной за свое главенство. За мужское право-РЕШАТЬ! Это и привилегия, и очень тяжкая ноша...
Удачи тебе! Мой любимый Язон!