Дамские беседы о мужском непостоянстве

Дата публикации: 12 сентября 2011

Автор: Алла Шевелева

Издание: Известия

Как известно, в мировом репертуаре женских ролей намного меньше, чем мужских. Пьес, где могут встретиться сразу несколько дам бальзаковского возраста — еще меньше, именно поэтому они (пьесы) пользуются таким спросом. Пару лет назад в столице вышло несколько постановок «Восьми женщин» Робера Тома (не самой блестящей драматургии), потому что уже не джульеттам и еще не комическим старухам катастрофически нечего играть. Правда, истосковавшиеся по ролям актрисы Театра имени Вахтангова не прельстились известной пьесой и выбрали для бенефиса мелодраму отечественного драматурга Юлиу Эдлиса «Прощальные гастроли»
Это повесть о четырех провинциальных актрисах, которые едут в поезде на гастроли в Москву. Многие помнят одноименный фильм 1992 года с Людмилой Гурченко, Ниной Руслановой, Ольгой Остроумовой и Светланой Рябовой. Примы Театра Вахтангова конкуренции не испугались и не без удовольствия сыграли спектакль про самих себя — не слишком удачливых актрис, которые любят, страдают, мечтают о ролях и с удивлением обнаруживают, что молодость прошла. Благо в пьесе Эдлиса есть что играть, и все роли главные.
Режиссер Олег Форостенко умышленно отказался от театральных эффектов, постановочных кунштюков и сконцентрировался на взаимоотношениях персонажей. История стара как мир. Четыре женщины любят одного мужчину — главного режиссера (он на сцене так и не появится). Первая, самая старшая (Агнесса Петерсон), знала его совсем молодым. Вторую (Ольга Чиповская) он привел из самодеятельности в свой театр и заставил играть доярок и колхозниц. На третью (Вера Новикова) ставил спектакли, пока она не повзрослела. А сейчас он счастливо женат на четвертой — видной молодухе (Екатерина Симонова), с которой на старости лет вздумал покорить Москву. В итоге, разумеется, в Москву никто не попадет. Недаром тревожным рефреном через всю историю звучат чеховские мотивы.
В пьесе заняты хорошие исполнительницы, но играют они неровно. «Я - плохая провинциальная актриса», — говорит о себе героиня Ольги Чиповской. И в этот момент ей охотно веришь, потому что всю свою роль Чиповская ведет блестяще, а в этой сцене киксует. Агнесса Петерсон, наоборот, заигрывается в провинциальную приму. Смотришь на женщину с неизменно прямой спиной и понимаешь, почему на этой зануде режиссер так и не женился. Гурченко в кино, кстати, немыслимым образом оправдывает ужасающие монологи своей героини, которая оказывается и нежной, и любящей, и обаятельной.
Безусловно, у спектакля «Прощальные гастроли» найдется свой зритель. Женские дорожные разговоры о мужском непостоянстве всегда пользуются успехом. Только тема новаторства, вызывающая в пьесе горячие споры, в подобной постановке выглядит странно. Таким старомодным режиссерским языком сейчас не изъясняются даже в глухой провинции, не то что в центре Москвы, на Старом Арбате. И в самом деле — не считать же новацией принцип «пьесы в пьесе» (есть у Эдлиса такой прием). Хотя в контексте постановки и он выглядит смелым ходом, почти мейерхольдовщиной.