Турандот всея Руси

Дата публикации: 17 марта 2005

Автор: Ирина Леонидова

Издание: Культура

Есть актеры-звезды. Сегодня их столь много, что «звездность» уже не воспринимается как нечто особенное. О Юлии Борисовой хорошо сказал Михаил Ульянов, ее коллега, партнер по Театру имени Вахтангова: «Борисова — планета нашего театра» И целая сценическая эпоха, вписанная в свое время и вместе с тем от него дистанцированная. Актриса Юлия Борисова всегда была и остается «вещью в себе» Она не публична, загадочна и неповторима. Не дает интервью, не участвует в массовых актерских сборищах. Ее мир — театр, ще есть репетиционный зал и сцена. И никакого закулисья. Борисова подчеркнуто чужда всяческой «общественности» театральных интриг. Быть может, потому на протяжении всей театральной жизни ее не коснулись сплетни, слухи, скандалы. Она слишком высока для этого, а потому и недоступна.

Борисова — актриса-легенда. Ее неповторимый голос узнаваем с первой фразы, с первой интонации. Ее пластика, жест, взгляд запоминаются сразу и навсегда. Борисовой невозможно подражать, потому что она — единственная. Любая ее роль самопроизвольно становилась центром спектакля, хотя Борисова — идеальный партнер. Каждая роль, даже если речь шла о старом классическом произведении, казалась специально написанной для Борисовой. Именно ей посвятил Алексей Арбузов свою «Иркутскую историю» где она пронзительно и трепетно сыграла роль Вальки. Ее Гелена в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина стала эталоном Женщины. Загадки ее принцессы Турандот не разгаданы и по сей день. Актеры-мужчины готовы были все бросить к ногам ее Настасьи Филипповны. Кручинина в знаменитом спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые» и сегодня заставляет целый зал замирать и плакать вместе с актрисой.

Борисова играла наивных девчонок и советских женщин, принцесс и королев, «посла Советского Союза» и простую «стряпуху». В столь разных женских ипостасях никогда не фальшивила, умудряясь притом оставаться самой собой, не теряя примет своей творческой и человеческой личности. А как благодарны ей за все сценические партнеры. Вот признание в любви одного из них, артиста Вахтанговского театра и художественного руководителя Театра имени Р. Симонова Вячеслава ШАЛЕВИЧА:

 — Юлия Константиновна Борисова — не только одна из лучших актрис нашего Театра имени Евг. Вахтангова, но, по-моему, и всей российской сцены. Это редкий случай, кода артист может сказать про своего товарища и партнера столь высокие слова, нисколько не лукавя и не преувеличивая. Это искреннее ощущение человека, который прожил свою жизнь в Вахтанговском театре рядом с Юлией Константиновной.

С этой изумительной актрисой был связан мой сценический дебют в спектакле «Неписаный закон» по пьесе В. Пистоленко. Именно она впервые обозначила для меня суть актерской профессии. Ведь студент приходит в театр только технически обученным, действительное ощущение профессионализма он получает уже потом. Этот высочайший урок мне преподала Юлия Константиновна. Даже на репетициях она не позволяла себе играть «вполноги». Она отдавала все. И талантом, и отношением к работе она как бы приподнимала партнера до уровня своего мастерства.

В то время, когда я с ней встретился, Юлия Константиновна уже была знаменита. Наша встреча оказалась для меня поистине счастливой. И с того момента все мои роли, не буду сейчас их перечислять, так или иначе связаны с Борисовой. Отдельные же работы, например в спектакле «Иркутская история» запомнились на всю жизнь. А наш последний совместный спектакль «Без вины виноватые» — это настоящий подарок судьбы.

Для меня Юлия Константиновна — эталон высочайшего служения театру. Во всем — в работе, общении, в гастрольной жизни, в любви к партнеру. Это действительно совершенство. И если я о чем-то еще мечтаю, то не просто об очередных ролях, но о новых сценических встречах с Борисовой. Такое признание можно сделать только от сердца. А я действительно люблю Юлию Константиновну — актрису, женщину, друга.

На спектаклях с участием Борисовой зритель никогда не сидит в зале, как у нас говорят, с «холодным носом» Юлия Константиновна переносит свои переживания, муки и радости за порог сценического пространства, и это мгновенно находит отклик у публики. Я отлично помню, как в «Иркутской истории» она выходила на сцену с детской коляской и произносила свой монолог, — зал навзрыд плакал вместе с ней. И сегодня в «Без вины виноватых», когда Борисова поет финальный романс «Мы с тобою вдвоем», в зале вспыхивает искра. Не только от столкновения с виртуозным мастерством актрисы, но и от того, что происходит внутри, в душе каждого зрителя от ее пения. Это редкий дар, которым отмечены не просто талантливые актеры, но удивительные личности.