Есипенко Марина Николаевна

Издание: Persona.ru

Марина Есипенко — подлинно вахтанговская актриса. Изысканная, красивая, аристократично благородная, музыкально легкая, летяще-свободная, невероятно стройная и звонкая, амплуа которой, как у всех настоящих вахтанговцев, определить невозможно.

Девочка из города Омска, игравшая в театральной студии Питера Пэна, приехала в Москву, с первого раза поступила в Щукинское училище на курс Евгения Симонова и стала ведущей актрисой Вахтанговского театра. Ученица Евгения Симонова и Марии Пантелеевой, она начинала с Оли в "Кабанчике" Виктора Розова, любящей самоотверженно и жертвенно обреченного судьбой мальчишку, с Абигайль в "Стакане воды" Скриба, в которой, в отличие от других исполнительниц, у Есипенко не было "хитроумной влюбленной", а была юность и чистота, пленительность первой любви, за которую девочка-придворная вынуждена сражаться. Дальше последовали взрослые и все более сложные работы. Ей отдал роль Принцессы Турандот режиссер-вахтанговец Гарри Черняховский в новой, собственной редакции пьесы Гоцци, легендарной для вахтанговцев. Повторы опасны сравнениями, соревнованием с легендой. Тем не менее, и в сказочной Принцессе Есипенко сумела сыграть свое: упоение молодостью и жизнью; пробуждение жестокой красавицы к добру и любви. Великолепно звучал богатый модуляциями голос. И не случайно ослепительная, новая Турандот стала на многие годы ведущей в церемонии вручения престижной театральной премии "Хрустальная Турандот".

Из четырех спектаклей Петра Фоменко на вахтанговской сцене Есипенко играла в трех. В драме Ф. Горенштейна "Государь ты наш, батюшка…" — известную в истории петровского времени Марию Даниловну Гамильтон, возлюбленную царя, им же и казненную. Товарку и соперницу Кручининой — веселую и грешную Таису Шелавину — в "Без вины виноватых". Лизу — в пушкинской "Пиковой даме".

Встреча с Фоменко, как и для многих других вахтанговских артистов, оказалась судьбоносной. Выдающийся режиссер поворачивал гранями, пробовал и открывал возможности этого богатого и разнообразного дарования. 
В кино и на телевидении Марина снималась не много. Всегда делала выбор в пользу театра. В телеверсии горьковских'Последних' она сыграла трагическую роль горбуньи Любы Коломийцевой. В "Последней любви Маяковского" — с точностью и проникновением создала образ блестящей красавицы — актрисы 30-х годов, несчастливой, талантливой, нежной Вероники Полонской. Недавно Марина снялась в новых телевизионных фильмах: "Усадьба" Л. Квинихидзе, "Дзисай" Д. Томашпольского, "Александровский сад" А. Пиманова и О. Ряскова и в роли Амалии в эпизоде популярного телесериала "Моя прекрасная няня".

Но творческая ее репутация и известность — чисто театральные. Ее знают и любят, на ее спектакли неизменно ходят зрители — поклонники вахтанговского стиля. Ее часто хвалит критика, наблюдая за развитием этой непростой и нелегкой судьбы. Она стала лауреатом премии "Золотая Лира" и "Гвоздь сезона" (2004 г.) Но Марина Есипенко высоко ценима и в своем театре сверстниками и корифеями, что дорогого стоит и куда труднее дается, чем признание внешнее.

Марина Есипенко живет в профессии серьезно и чисто. Потому она чудесно сохранила силы и сохранила себя. Не остановилась, а восходит и обещает впереди многое…