Маковецкий отмечает юбилей

Дата публикации: 13 июня 2008

Автор: Нина Коваленко

Издание: Интернфакс

Один из самых популярных и известных актеров отмечает сегодня день рождения, причем, как водится, не отрываясь от работы


Москва. 13 июня. INTERFAX. RU — Народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ Сергею Васильевичу Маковецкому («Патриотическая комедия», «Макаров», «Русский бунт» и др.) исполнилось сегодня 50 лет. Он встречает юбилей на берегу Черного моря, в олимпийском теперь городе Сочи, в качестве гостя и участника фестиваля «Кинотавр».


Собственно, Маковецкий и здесь, на фестивале, как всегда, работает: в конкурсном показе «Кинотавра» — новый фильм с его участием. И, очевидно, будет новая премия. По-другому у Маковецкого не бывает: как новый фильм, так новая премия. И так каждый год. А то и несколько наград. И один фильм в одном году. Причем, бывают среди наград Маковецкого необычные, редкие. Например, приз «Лучший драматический актер Европы» 1994 года. Успех сопутствует актеру с самого первого его фильма (удивительного, смешного до слез, политически бьющего наотмашь, неожиданностью сюжетных коллизий и взрывами и соответствующего смеха до изнеможения прижимающего вас к креслу фильма «Патриотическая комедия» Владимира Хотиненко).


Почти все фильмы, как, впрочем, и спектакли (Маковецкий — постоянно играющий, актер) помимо высочайшего исполнительского мастерства демонстрируют уникальную способность к перевоплощению, абсолютное несходство предыдущего фильма с последующим, с полным изменением не только темы, но стиля, настроения. 


Об этой удивительной особенности исполнительского искусства Маковецкого один из критиков писал: «Постоянные перевоплощения его стихия. Подвижность и переменчивость, восприимчивость к несхожим стилям и формам — свойства его актерской натуры. Вечное ускользание от всего определенного — его сущность. Лукавое притворство — кредо лицедея. От роли к роли меняет маски, представая то беспечным клоуном, то рефлексирующим философом, то несчастным страдальцем, то равнодушным резонером. Он может быть и удачливым победителем, и утонченным интеллигентом, и беспечным модником. А может только делать вид, что меняется, оставаясь самим собой?»


При всей этой фантасмагорической многообразности, творческая жизнь Маковецкого легко может быть поделена на твердые и определенные куски, связанные как хронологически, так и тематикой, жанром, формой.


Так, есть, например, молодой, начинающий Маковецкий 80-х — 90-х гг. прошлого века («Полоса препятствий», «Жизнь Клима Самгина», «Мать», «Чернов», «Сукины дети»).


Есть Маковецкий — «Макаров» (1993) и примыкающие к нему «Ребенок к ноябрю» (1993), «Маленькие человечки большевистского переулка, или хочу пива» (1993), «Троцкий» (1993);


Есть Маковецкий Гарри Пинтера? И еще какой! Он один из немногих отечественных актеров, чувствующих себя в абсурдистских построениях мэтра английской драмы XX века как рыба в воде.


Далее? Есть Маковецкий — Хотиненко. Есть уже и Маковецкий — Михалков — фильм «Двенадцать», совсем еще свежая лента, уже прочно занявшая место одной из вершин российского кинематографа.


Поупражнявшись в таких вот логических построениях на тему юбиляра, один из друзей Маковецкого вполне серьезно сказал на днях: «В общем, мне кажется, можно вполне говорить уже об эпохе Сергея Маковецкого в отечественном кино». Надо было видеть лицо бедного Маковецкого в этот момент, его остановившиеся от ужаса глаза. «Ребята, да вы что, с ума что ли все посходили, какая „эпоха Маковецкого“?! Ну, засмеют же, и правильно сделают».


Сам Маковецкий знает в кино лишь одно непогрешимое существо, слово которого есть единственный закон на съемочной площадке — это режиссер, это его слово, его закон? «Но есть здесь маленький такой поворот, не впишись ты в него, и все пойдет прахом. Режиссер, чтобы все с кино сложилось, должен оказаться твоим режиссером, понимаете?»


«Мне часто говорят, „что я невероятно везучий человек“. Может быть, может быть, и так. Но видите ли, в чем дело? Мне действительно много и часто везло. Но в каждом везении есть только доля везения. Говорят, нужно заслужить, чтобы повезло. И надо работать, работать и работать? Это действительно так. Но иногда бывает встреча с „твоим“ режиссером, а иногда она может и не произойти. Сколько есть примеров таких актерских судеб, когда актеры прекрасно начинали, но так и не встретили своих режиссеров? Мне повезло. Я встретил своего режиссера, и это случилось в конце 80-х гг., когда режиссерам не просто нужны были новые актеры, но и новые пьесы, новые темы. И я к этому времени уже был готов. Конечно, мне легко сказать: у меня сложилось все замечательно и сейчас складывается, слава богу. Но тогда появляются другие мысли: а что дальше сыграть? И это совсем не праздный вопрос! Уже был и такой персонаж, и такой. Повторяться не хочется, поэтому от многого приходится отказываться. И задумываешься: а какой персонаж сегодня интересен, о чем сегодня нужно поговорить со зрителем, что тебя тревожит? И вдруг читаешь сценарий — и понимаешь, что роль, пусть и небольшая, тебя зацепила. Так случилось с фильмом „72 метра“. Когда я читал сценарий, то думал о своем персонаже: ну, что за странный человек, ноет все время? Но когда я подошел к его финальному монологу, где он говорит о подвиге и поет украинскую песню, я понял, что роль моя. У меня невероятная волна пошла! Я позвонил автору сценария, и он признался, что писал эту роль специально для меня. Он вспомнил, что у меня есть такая украинская песенка, позвонил без моего ведома моей жене, под ее диктовку записал слова этой песни и вставил ее в сценарий. Конечно, я взялся за эту роль».


 — Вы примеряли ее на себя?


 — Актер всегда делает все через себя. Думая о персонаже, он всегда фантазирует (как я сам бы поступил, в этой ситуации не имеет значения), оправдывает поступок героя, даже самый негативный. Я как актер обязан оправдать своего героя. Только тогда это будет сыграно убедительно".


Маковецкий родом с Украины. Он родился на окраине Киева — в поселке Дарницы. Мама работала на заводе, маленького Сережу часто оставляли на попечении соседей, а летом увозили к родственникам в деревню. В детстве Сережа был спокойным ребенком. Учился на отлично, правда, при этом приема в пионеры умудрился избежать. С юных лет серьезно увлекался спортом: фигурным катанием, легкой атлетикой. Самых серьезных успехов добился в водном поло. Юношу даже хотели привлечь в сборную страны, но этому воспротивилась его мать, и Сергей переключился на? театр. Тут ему опять повезло: когда он учился в восьмом классе, в школе было решено организовать вечер Островского. К этому событию ученики поставили спектакль «Лес», где Сергей играл роль Несчастливцева. Сергей Маковецкий вспоминает:"Сначала — только ужас, дикий страх. А потом вдруг забыл о том, что есть публика. «Хорошо вам, трагикам», — говорил я - и плакал. Не помню, что там я испытывал, но на какой-то момент забыл о зрителях, это точно. Наверное, это и есть «правда переживаний?»


С того самого момента Сергей буквально «заболел» театром. По окончании школы он решил поступать в Киевское театральное училище, но первая попытка оказалась неудачной. Отработав год рабочим сцены в Киевском театре им. Леси Украинки, Маковецкий отправился покорять Москву. Столица встретила восемнадцатилетнего парня холодно. В первые же дни цыгане обманом выудили у доверчивого юноши 50 рублей. Пришлось Сергею до поступления в институт ночевать на вокзале и в подъездах. Он подал документы сразу же в несколько московских театральных вузов. В Гиттисе экзамены принимал знаменитый Константин Райкин. Сергей начал с военных симоновских стихов. От волнения он чересчур сильно кричал. Райкин прервал юношу, не дослушав: «Довольно. Знаете, я думаю, — театр — это не Ваше призвание», — сказал. Сергей пошел к секретарю приемной комиссии и поинтересовался: «Мне там что-то странное сказали, я не понял. Что, не прошел?» «Да, не прошел», — ответили ему. «А кто этот человек?» — «Райкин». — «Причем здесь Райкин, я ведь к Табакову поступаю! Сделайте так, чтобы меня Табаков и прослушал».


К Табакову на прослушивание он попал. На этот раз Сергей изменил репертуар и прочел монолог булгаковского Лариосика. Табакову юноша понравился, и он хотел было уже зачислить его, но в последний момент передумал. Маковецкого должны были вот-вот забрать в армию, и Олег Павлович не стал рисковать, тем более что талантливых ребят среди абитуриентов хватало. Удача улыбнулась Маковецкому, наконец, в Щукинском училище, которое он благополучно закончил в 1980 г. и сразу был принят в альма-матер «Щуки» — театр им. Евгения Вахтангова? Первые годы работы там, правда, ушли на эпизодические роли? И только с конца 80-х — может, наступившее «перестроечное» время в стране на каком-то генном уровне совпало с характером таланта молодого актера?! Так или иначе, но именно к концу 80-х Сергей Маковецкий начал получать приглашения от известных режиссеров. В 1987 г. снялся в небольшой роли в картине Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина» (по роману Максима Горького). Затем последовали работы в картинах Олега Тепцова «Посвященный» (1989) и Глеба Панфилова «Мать» (1990) — опять по Горькому. К этому времени стало меняться положение Маковецкого и в театре. В 1989 г. он получает премию на фестивале"Московская театральная весна за роль китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира», по Михаилу Булгакову.


А в 1990 г. произошла встреча Маковецкого с Романом Виктюком, которая стала для Сергея судьбоносной — он встретился со «своим» режиссером. Маковецкий по совместительству с театром Вахтангова начал играть и в Театре Виктюка. Первой его работой стала роль композитора Дмитрия Шостаковича (речь о якобы состоявшейся встрече со Сталиным) в спектакле «Уроки мастера», которая принесла ему шумный успех. Затем последовали: Рене Галлимар в «М. Баттерфляй», Илья в «Рогатке», Циклоп в «Полонезе Огинского», Мальпьери в «Я тебя больше не знаю, милый», Валерио в «Любви с придурком». Удачным оказалось и сотрудничество с Петром Фоменко, у которого Маковецкий сыграл царевича Алексея в спектакле «Государь ты наш, батюшка?».


Начало 90-х ознаменовалось для Сергея Маковецкого и первым большим успехом в кино. А «крестным отцом» этого успеха стал режиссер Владимир Хотиненко. В 1992 году, как уже говорилось, Маковецкий сыграл в его картине «Патриотическая комедия» интеллигента-отшельника Ильина, а затем Хотиненко пригласил актера на главную роль в философскую притчу «Макаров». Маковецкий с блеском сыграл провинциального поэта Макарова, который по случаю приобретает пистолет. С оружием в руках он становится совсем другим человеком. Фильм собрал целую коллекцию призов на самых разных кинофестивалях. Не обошли вниманием и самого Маковецкого. Он был удостоен приза за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Киношок-93» (Анапа), приза Киноакадемии «Ника-93», приза «Зеленое яблоко золотой листок», а также приза «Золотой овен-93» как лучший актер года.


В новый век Сергей Маковецкий вступил уже в качестве настоящей звезды отечественного кинематографа. За его плечами было множество наград и призов. За его плечами — работа с крупнейшими режиссерами, а последние роли окончательно доказали, что на сегодняшний день Сергей Маковецкий — один из сильнейших отечественных актеров, которому подвластны любые жанры.