Людмила Максакова: "Ждать от мужчин телефонных звонков? Действительно глупо"

Дата публикации: 26 сентября 2010

Автор: Анастасия Плешакова

Издание: Комсомольская правда

Почему с дочерью? Во-первых, кто же лучше знает характер Людмилы Васильевны? Во-вторых, Мария, как и ее мама, тоже актриса, правда, не драматическая, а оперная. К тому же ответы Маши прокомментировала нам сама Людмила Васильевна. Вот что из этого получилось.

РАЗУМ И ЧУВСТВА
Мария Максакова, дочь: — Мама любит рассказывать, как мне и брату, когда мы были детьми, она выжимала клюквенный морс. Это, конечно, тоже было. Но решение бытовых проблем не было главным в ее воспитании. Она — искрометная, неожиданная, очень любит серьезные разговоры, а ее жизненное кредо — непротивление злу насилием. У нее был яркий взлет в начале карьеры — и в театре, и в кино. Но после того как вышла замуж за моего отца, гражданина ФРГ, начались проблемы. Скажем, других актеров выпускали на гастроли за границу, а ее разворачивали прямо в аэропорту, она же замужем за иностранцем да еще из капстраны!
Людмила Максакова, мама: — Были и такие эпизоды. За все в жизни надо платить, это во-первых. А во-вторых, я всегда говорю своим студентам (она преподает в Щукинском училище. — Ред.): переступил порог театрального института — забудь слово «справедливость». Невостребованность — норма актерской жизни.

ГОЛОС И РОМАНСЫ
Максакова-дочь: — Самая почитаемая ею профессия — это оперная певица. Возможно, в силу того, что она — дочь примы Большого театра народной артистки СССР Марии Максаковой. Но мама тоже пела — цыганские романсы. Для спектакля «Живой труп», в котором играла Машу, она брала уроки в театре «Ромэн». Над ней даже подшучивали: дочка великой оперной певицы поет цыганщину.
Максакова-мама: — Я знаю сотню цыганских романсов, иногда в домашней обстановке пою их. Но для классического оперного вокала у меня не хватило «руды». Оперные певицы и балерины — две самые сложные и жестокие профессии в театральном мире.

ДРУЗЬЯ И ПОРТРЕТЫ
Максакова-дочь: — Мама — стильная женщина, она прекрасно разбирается в живописи, коллекционирует современных художников — Оскара Рабина, Александра Харитонова.
Максакова-мама: — Насчет коллекционирования Маша здорово преувеличила, у меня нет таких денег… Я подружилась с Оскаром Рабиным много лет назад. А сейчас открыла для себя нового интересного художника Евгения Муковнина.

БРАТ И КВАРТИРЫ
Максакова-дочь: — В детстве у нас с братом не было ревности или соперничества за мамину любовь. Мы с ним не так часто общались, даже жили в квартирах на разных этажах. Меня забавляло, когда отец в тапочках и домашнем халате — не хватало ночного колпака — поднимался в мамину квартиру. Мама и брат жили в бабушкиной квартире, а папа купил квартиру этажом ниже, где ночевала я с няней и учительницей немецкого. Так всем было удобнее.
Максакова-мама: — Все-таки у детей разница в возрасте 7 лет, поэтому у Максима и Маши были разные режимы. Жили мы вместе, просто была еще одна квартира, в которой Маша ночевала. У нас останавливались студентки из Германии, они приезжали в Москву учить русский язык. И заодно занимались с Машей немецким. 

ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ
Максакова-дочь: — За мамой ухаживал Андрей Вознесенский, посвящал ей стихи. Хотя мамино отношение к мужчинам было всегда независимым, она считала их инопланетянами. Это у нее от бабушки Марии Максаковой, которая повторяла: «Ждать от мужчины звонка — это немыслимо».
Максакова-мама: — Вознесенский был мною увлечен. Что же касается телефонных звонков, действительно, ждать их глупо. Если мужчина влюблен, он будет обрывать телефон. Моя мать имела право на такие слова — у нее было столько поклонников, что не знали, куда от них деваться.

ОТЦЫ И ДОЧКА
Максакова-дочь: — Мама так и не узнала, кто ее отец. Существуют две версии: либо это поэт-футурист Василий Каменский, либо генерал СМЕРШа Василий Новиков. Что говорит в пользу этих версий: отчество у мамы — Васильевна, с обоими бабушка делилась успехами маленькой дочери, оба приходили в дом.
Максакова-мама: — Честно говоря, я не очень-то искала своего отца. Это Маше хотелось узнать, кто он. Я никогда со своей мамой эту тему не обсуждала. Мама была царственная женщина и на сцене, и в жизни, и, если сама не заводила разговор, значит, не надо было ее расспрашивать.

ЧАШКИ И РЮМКИ
Максакова-дочь: — Мама любит отмечать семейные праздники дома в синей гостиной. Но на этот раз — после спектакля «Как жаль…» в «Мастерской Петра Фоменко» — выпьем по чашечке чая.
Максакова-мама: — Точнее сказать, по рюмочке с пирожком. Банкета не будет, потому что банкет и Петр Фоменко — вещи несовместимые.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Людмила Максакова родилась 26 сентября в семье оперной певицы Марии Максаковой. После окончания Щукинского театрального училища была принята в труппу Театра им. Вахтангова, где и служит по сегодняшний день, что не мешает ей работать с режиссером Петром Фоменко. В одной из последних премьер вахтанговцев, «Дяде Ване», у Максаковой блистательная роль Маман. Максакова — народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии.