Святая и грешная Людмила Максакова

Дата публикации: 23 сентября 2010

Автор: Любовь Лебедина

Издание: Трибуна

Феномен молодости народной артистки России Людмилы Максаковой поражает всех, поэтому о солидной дате в ее жизни не хочется говорить, тем не менее юбилей налицо, и нам интересно узнать, что думают о ней коллеги и друзья.
Строгий костюм, облегающий тонкую фигуру, высоченные каблуки под 15 сантиметров, юбка выше колен, копна светлых волос, обрамляющая подтянутое лицо без единой морщинки — такой явилась Максакова в свой юбилейный год на сбор труппы с гордо поднятой головой и прямой спиной.
Эта чувствительная спина с волшебными изгибами не давала покоя многим ее поклонникам. И, конечно же, режиссерам, видевшим в ней не только умную актрису, всегда отстаивающую свою точку зрения, а потому неудобную, но и соблазнительную женщину. Так, Юрий Грымов чуть ли не полфильма любовался спиной Барыни, которую сыграла Максакова в картине «Му-му», уж не говоря о том, что Рубен Симонов среди массы претенденток на роль Маши в «Живом трупе» выбрал студентку четвертого курса Щукинского училища Люду Максакову, угадав в ней бешеный темперамент и цыганскую страсть. Чуть позже, в 80-х годах, когда самым модным и провокационным режиссером считался Роман Виктюк, он настоял, чтобы Анну Каренину в Вахтанговском театре играла Людмила Васильевна. Честно сказать, я еще не видела такой волевой и гордой Анны, отстаивающей свое человеческое достоинство ценой собственной гибели. Помимо Рубена Симонова и Романа Виктюка (может быть, я ошибаюсь) у Максаковой есть еще один любимый режиссер — это Петр Фоменко. С ним у нее сложился долгий роман, который продолжается и поныне. У него она готова превращаться в безобразную старуху в «Пиковой даме», а также завистливую, вздорную провинциалку в спектакле «Без вины виноватые». После он напишет ей признание: «Людка, божество, непредсказуемое, святое и грешное, любимая, прости за все, в чем был и не был виноват».
Те, кто перекрывал ей кислород после того, как она вышла замуж за Питера Игенбергса — гражданина Германии в 70-е годы, наверное, никогда не извинятся перед ней и не признаются, что из политических соображений загоняли талантливую актрису в угол. Но Максакова не сдалась, не уехала за границу, хотя могла бы. Потому что здесь ее любимый Вахтанговский театр, которому она ни разу за 40 лет не изменила, здесь живут ее дети и… внуки, здесь в конце концов ее корни, родной язык, хотя она и прекрасно говорит по-французски. Максакова профессионал до мозга костей, и когда ей звонят корреспонденты, не разбирающиеся в искусстве, актриса их резко обрывает, так как презирает дилетантов, ненавидит «желтую прессу», предпочитающую копаться в «грязном белье». Называйте это как хотите: снобизмом, излишней щепетильностью, но Людмила Васильевна принадлежит к немногочисленному клану истинных интеллигентов и остается верной великой культуре.

После сбора труппы я спросила у народного артиста СССР Владимира ЭТУША, бывшего педагога Максаковой в Щукинском училище, гордится ли он своей ученицей? Ответ был краток:
 — Если бы я ответил «нет», то покривил бы душой, и все бы подумали, что с памятью у Этуша что-то случилось. Слава Богу, пока с этим у меня все в порядке. Я отлично помню юную Людочку, пришедшую к нам на первый курс. Такой трудоспособности девочку я редко встречал. Она буквально вгрызалась в профессию, очень переживала неудачи и каждый раз хотела дойти до самой сути. Не думаю, что этот процесс ученичества у нее закончился. Поскольку мы сейчас с ней партнеры по сцене, то вижу, сколько времени она уделяет каждой роли, как непросто ей дается перевоплощение, и чем сложнее, тем для нее интереснее.

Народный артист России Евгений КНЯЗЕВ, ректор Щукинского училища, партнер Максаковой в спектаклях «Пиковая дама», «Без вины виноватые»:
 — Людмила Васильевна — это отдельное имя на театральном небосклоне. Она относится к редкой категории думающих актрис, умных, категоричных, настойчивых. Когда читаешь ее театральные эссе по поводу современных деятелей сцены, то поражаешься, насколько талантливо они написаны. Конечно, она личность, человек неординарный, а значит, сложный, непредсказуемый, спонтанный. При этом Людмила Васильевна очень надежный товарищ, уж тут ничего плохого не скажешь. Я часто встречаюсь с ней в Щукинском училище, где она теперь преподает, и надо сказать, ее ребята отличаются от других, поскольку Максакова ставит перед ними высокую планку и заставляет прыгать через нее, как бы им ни было трудно. Несомненно, Людмила Васильевна сказочно талантлива и поэтому любит окружать себя талантливыми людьми. Ведь что там ни говори, но попасть к таким кинорежиссерам, как Георгий Чухрай, Иосиф Хейфиц, Петр Тодоровский, для этого надо много иметь за душой.

Народная артистка России Наталья СЕЛЕЗНЕВА, подруга Максаковой:
 — Более трудолюбивого человека, чем Людмила, я в своей жизни не встречала, даже мой муж-трудоголик Андреев ей в этом уступает. Во-первых, так ее воспитала мама, известная оперная певица, которая не давала ей поблажек ни в чем. Ведь мало кто знает, что Люда окончила музыкальную школу по классу виолончели, но музыкантом не стала, зато ее дочь Мария пошла по стопам бабушки, чем очень гордится Людмила, так же гордится и своим старшим сыном Максимом. У нее пять прекрасных внуков, и с каждым из них она занимается, водит на концерты, спектакли. Как у нее на все хватает времени, я не понимаю. Я так же не понимаю, откуда у нее столько силы воли, чтобы ограничивать себя в еде, постоянно заниматься физическими упражнениями, быть в прекрасной форме. Глядя на нее, мне часто кажется, что врут календари, а красота — величина постоянная, которая с годами не меркнет.