Ты в сердце моем, ты всюду со мной — Одесса...

Дата публикации: 14 октября 2008

Автор: Ирина Шведова

Издание: Московская правда

Прошло чуть больше месяца после первой премьеры сезона отличного спектакля по песням Марлен Дитрих «Берег женщин», а Театр им. Евг. Вахтангова вновь зовет в гости. Снова музыкальная премьера!

От песен закордонной кинодивы до мелодий советского композитора Исаака Дунаевского — дистанция лишь жанровая и стилистическая, а творили они почти в одно время и одинаково талантливо. Скажу сразу, оперетта «Белая акация» в исполнении молодых артистов — недавних выпускников Щукинского училища — большая удача театра и сердечная радость для зрителя. Их мастер, известный режиссер Владимир Иванов, поставил старую советскую оперетту как дипломный спектакль, но после первых же показов обнаружилось, что эта неординарная работа не может и не должна уйти в Лету. Несмотря на то, что и жанр оперетты не очень-то популярен нынче, особенно советской, да и сама тематика вряд ли может вдохновить зрителя, чтоб без малого три часа провести в стенах пусть даже самого прославленного театра. Но все опасения развеялась сразу, как только открылась реалистическая декорация одесского дворика с традиционным бельем на веревках, его колоритными обитателями, надписью во всю сцену «Город герой — Одесса» и громадной красной звездой (художник Максим Обрезков).
И сразу захлестнула ностальгическая черноморская волна: «Ах, Одесса, жемчужина у моря!» Как же там было здорово когда-то, и как же герои похожи на тех настоящих жителей легендарного города, любовно воспетого Дунаевским! Ощущение такое, что на тебя пахнуло особым одесским воздухом — свежим и родным. И чтоб уж совсем положить тоскующего по давним временам зрителя «на все лопатки» — откуда ни возьмись, живая бабочка закружила над залом?
Режиссер придумал замечательный ход, прекрасно понимая, что всерьез о «знатных гарпунерах» китобойца «Салют 8» сегодня рассказывать не стоит. Артисты как бы пересказывают нам эту давнюю историю, беря за основу ремарки авторов либретто (Вл. Масс и М. Червинский), но глядя на своих персонажей глазами наших современников. Этот чуть ироничный прием отнюдь не мешает им сделать своих героев живыми, яркими, разнохарактерными? Главная «фишка» новой «Белой акации» — потрясающе талантливая молодежь. Все роли и рольки сделаны безукоризненно, и что важно особенно, с каким-то потрясающим задором и самоотдачей. Если для постановщика было важно создать из своих студентов прекрасный актерский ансамбль, то это ему удалось на сто процентов, и не зря весь курс с нового сезона вошел в труппу театра.
Сейчас мало бы кто вспомнил, что в «Белой акации» происходило на самом деле, хотя лет сорок назад она была одной из самых популярных советских оперетт. Но во всяком случае песню о белой акации, которую когда-то исполняла великая Татьяна Шмыга, забыть невозможно.
Исполнительница главной роли Тони Ольга Немогай берет другим. С таким ангельски красивым лицом совмещать дар характерной актрисы, который она демонстрирует, например, во вставном номере «Все хорошо прекрасная маркиза» — высший пилотаж. Хороши ее дядя и тетя: эти возрастные роли Владимир Бельдиян и особенно Лаура Кеосаян проводят блестяще. Ее тетя Оля «сделана» очень остроумно — ну чисто одесский персонаж! Вторая возрастная пара — замечательные Мария Сластнёнкова и Валерий Ушаков — играют гротесково, но с лирической «подкладкой», вызывая какую-то особую симпатию зрителей. А вот другая пара — Яшка-буксир (Артур
Иванов) и «невеста знатного гарпунера» Лариса Штепенко (Мария Волкова) — демонстрируют поистине классическую опереточную традицию. Обычно именно отрицательные персонажи получают наиболее выигрышные и запоминающиеся номера, и молодые артисты буквально купаются в материале, сводя зрителей с ума своими выходками и приколами.
А вот главный герой — капитан-гарпунер Костя Куприянов в исполнении Александра Константинова получился каким-то пафосным и поэтому очень смешным. Отлично работают со своими второстепенными персонажами Мария Берлинских, Антон Шурцов и Иван Пачин. 
В стиле ретро подано музыкальное сопровождение. Живая музыка в исполнение маленького оркестрика, какие обычно играли в парках и кинотеатрах в давние времена, привносит еще одну ностальгическую ноту в этот невероятно живой и добрый спектакль, который можно буквально разобрать по номерам и показывать их отдельно. Благодаря филигранной и кропотливой работе с актерами хореографа Олега Глушкова и музыкального руководителя Татьяны Агаевой получился удивительно профессионально исполненный спектакль, смотря который забываешь, что на сцене — драматические актеры, да еще совсем неопытные.