Железнодорожная мелодия

Дата публикации: 3 мая 2012

Автор: Анна Гордеева

Издание: Московские новости

Театр Вахтангова на один вечер стал театром оперы и балета — в «Анне Карениной», что поставила там хореограф Анжелика Холина, никто из актеров не произносит ни слова, зато все танцуют, а в качестве бонуса в «сцене в театре» выходит профессиональная певица. Это не первый опыт танцспектакля в Вахтанговском — четыре года назад Холина уже ставила на Арбате «Берег женщин» по песням Марлен Дитрих. Вероятно, театр счел опыт удачным — и теперь мы видим толстовский роман, пересказанный только с помощью танцевальных па.

Холина в свое время окончила вильнюсское хореографическое училище, ставила танцы в операх, затем основала собственную компанию в Литве — для нее и были изначально сделаны и «Берег женщин» десяток лет назад, и недавняя «Анна Каренина», в Вахтанговский постановки перенесены. Ранние ее вещи отличались подростковым вызовом, любопытным намеренным желанием сделать не так, как все (черный лебедь выходил на сцену в глухом черном платке, повязанном как у богомолки, и в движении пробовал все хореографические стили вперемешку); позже ей, кажется, все более хотелось стать понятной и приятной публике — и одним из лейтмотивов работы стало танго, которое нравится абсолютно всем.

В «Анне Карениной» Холина берет только очень известную музыку (Шнитке, Чайковский, Малер) и очень понятные, не раз использованные другими хореографами приемы. (Вся «светская чернь» будто из балета Бориса Эйфмана сбежала.) Сложность теперь не для нее — и из мучительной толстовской истории сотворена очень простая конструкция. Смешной пожилой муж (роль досталась ректору Щукинского училища Евгению Князеву); совсем молодая Анна (Ольга Лерман только в прошлом году это училище окончила); юный офицер (Дмитрий Соломыкин) и светское общество, которое мельтешит вокруг, сжимается кольцом вокруг несчастной героини. Все мучения Каренина, его взгляд на вещи, сложность его устройства — выброшены; герой изображен саркастически — вокруг него бегают лебезящие чиновники (сцена явно поставлена под впечатлением от такого же выхода министерского начальства в «Анюте» Владимира Васильева, но там-то совсем другая история была, чеховская «Анна на шее») и он потешно надувается от сознания собственной значимости. Каренин в исполнении Евгения Князева неприятно перебирает скрючивающимися пальцами, хватает жену за локоть как полицейский демонстранта и не танцует в отличие от Вронского, что смотрит ошалело-преданными глазами и способен не только сигануть в воздух как настоящий балетный артист, но и поднять партнершу на замысловатую поддержку и покрутить ее как фигурист в тодесе.

Технически хореография не особенно разнообразна и сложна, что понятно: все-таки работают драматические, а не балетные артисты, и хотя с точки зрения чисто физической подготовки актеры сотворяют чудеса (вахтанговская школа всегда славилась качеством сцендвижения), но ожидать от них балетных подвигов было бы странно (хотя в сцене скачек пролетающие над сценой парни, лично, без всяких лошадей, прыгающие через барьеры, производят сильное впечатление). Поэтому основной упор — на ритм (стулья поднимаются и мерно опускаются на пол — это, натурально, обозначение стука колес паровоза) и на жест (героиня обмахивается веером, но веера на сцене нет, в веер превращается сама рука, и это отлично сделано).

Кроме истории про банальный адюльтер, Холина, кажется, хочет поговорить о том, что этот банальный адюльтер случился в России. В нашем отечестве, как известно всем европейцам, всегда зима; истерика Левина (Федор Воронцов) поставлена с явными отсылками к русскому народному танцу; и, конечно, любая свадьба — пусть даже у дворян — выглядит как уханье со стопками, безмолвными, но явными воплями «горько!» и таким брудершафтом, что похож на начало драки. (Тут явно отсылки к Егору Дружинину, его спектаклю «Всюду жизнь», но у него речь шла про послевоенную деревню).

Ольга Лерман (которую телезрители могут вспомнить в прошлогоднем сериале «Красавчик», где она играла девушку, устраивающуюся на работу в мужском костюме, потому что эту работу ей очень нужно было получить, а шеф не выносил женщин) далеко ушла от той девочки-мальчика. Она смотрится настоящей светской дамой, ей идут величественные и отчаянные платья, и в каждом жесте ее Анны есть та плавность и та решительность, что, кажется, и покоряют этого Вронского. Виден потенциал актрисы, но игровой текст слишком мелок, чтобы можно было судить о том, насколько глубокие роли Лерман способна создавать. Впрочем, это касается практически всех актеров — в «Анне Карениной» от них требуется лишь физическая подготовка. Что ж, будем считать этот спектакль чем-то вроде утренней зарядки для молодежи. Впереди у молодых актеров большой день карьер.