Великий театр из страны Пушкина.

Дата публикации: 29 января 2014

Автор: Одиль Киро

Издание: Театр и театр. труппы

Говорят, что русские наизусть читают стихи из Евгения Онегина, романа Александра Пушкина. И кажется логичным, что эта жемчужина впервые была поставлена на сцене театра именно в России и превратилась в достойный спектакль. Созданный под руководством литовского режиссера Римаса Туминаса в Московском Театре Вахтангова, спектакль Евгений Онегин, это воплощение самого великолепия, пройдет на сцене театра МС93 в Бобиньи.

На всех кухнях России читались стихи Пушкина.

В период построения коммунизма стихи из Евгения Онегина читались на всех кухнях России и даже в недрах гулага. На страницах воспоминаний, собранных в страстной и рекомендуемой для прочтения книге Конец красного человека Светланы Алексиевич (публикация Акт Сюд), тому можно найти подтверждение.

Хотя Чайковский и взял данное произведения за основу своей оперы Евгений Онегин, хотя актеры и читали отрывки из романа Пушкина, театральная адаптация романа для постановки на сцене была сделана впервые. Это произошло в Московском театре Вахтангова, носящем имя своего основателя, бывшего учеником Константина Станиславского.

Хотя Чайковский и взял данное произведения за основу своей оперы Евгений Онегин, хотя актеры и читали отрывки из романа Пушкина, театральная адаптация романа для постановки на сцене была сделана впервые. Это произошло в Московском театре Вахтангова, носящем имя своего основателя, бывшего учеником Константина Станиславского.

Московский театр Вахтангова находится на улице Арбат, считавшейся ранее местом встречи интеллектуальной богемы, а теперь ставшей одной из самых посещаемых туристами улиц Москвы. Театр Вахтангова – это жемчужина архитектуры, а также «живое сокровище» русского театра. При нем было создано театральное Щукинское училище, одно из самых старых в России, ученики которого по окончании пятилетнего курса обучения пополняют труппу ведущего театра.

В зале (на 1055 мест) мы по-прежнему видим серп и молот, неброско вылепленные над ложей, которую любил занимать Сталин. В очаровательном музее на этаже зритель прогуливается перед прекрасной галереей портретов всех актеров и режиссеров, которые блистали под сводами театра. С одной из фотографий улыбается неаполитанец Эдуардо де Филиппо, приезжавший с визитом в театр. Это доказательство тому, что театр Вахтангова с момента своего создания в 1913 г. стал считаться обязательным местом для посещения. Евгений Вахтангов (1883 – 1922 гг.) умер в возрасте тридцати девяти лет. Его театр и театральная труппа существуют с того самого времени. Последнее выступление этой театральной компании во Франции прошло в далеком 1928 году. По словам его руководства, с тех пор театр видел как взлеты, так и падения, и пережил все так называемые превратности Истории.

В фойе театра Вахтангова висит портрет Петра Фоменко, поставившего спектакль Без вины виноватые по пьесе Островского. Французской публике посчастливилось аплодировать ему, также как мы рукоплескали спектаклю Лес, который этот русский мастер поставил на сцене Комеди Франсез, после чего он ушел из режиссуры. Затем актеры Комеди Франсез играли спектакль Лес на сцене Московского Художественного театра, фасад которого украшает чайка из пьесы Чехова, которая была создана специально для него.

Надо было видеть увлеченность московской публики, которая выстаивала очереди на улице, для того чтобы иметь возможность рукоплескать великому и прекрасному Французскому Театру, его наилучшим традициям, перемешанным с традициями их собственной страны. То были другие времена. Фоменко мечтал о постановке на сцене Евгения Онегина. Римас Туминас осуществил эту мечту. Вот уже в течение целого года в театре Вахтангова, в котором он является художественным директором, свободных мест нет.

Нужно сильно постараться, для того чтобы инсценировать данный спектакль: он является доказательством величия художественного театра и театральной труппы. И, кроме того, не будем забывать, что в сердце каждого живут Евгений Онегин и живые, вибрирующие и совершенные стихи Александра Пушкина, сама жизнь которого была схожа с романом: он погиб на дуэли в 1837 г. в возрасте 38 лет от руки французского барона, который ухаживал за его женой.

Странное сходство произведения с жизнью: Евгений Онегин – молодой денди, праздный бездельник, страдающий от «сплина», столь характерной русским терзающей тоски, полной порывов, мечтаний, томлений сердца. Он уезжает из Санкт-Петербурга в деревню, дружит с молодым поэтом Ленским, влюбленным в Ольгу, сестра которой, Татьяна, безумно влюбляется в Онегина, а он отвергает ее. На балу Онегин ухаживает за Ольгой, Ленский вызывает его на дуэль, Онегин убивает его и сожалеет о собственном поступке. Также как он будет сожалеть о прошлом много лет спустя, встретив Татьяну, которая вышла замуж за старого генерала. Но уже слишком поздно, время ушло, он вовремя не сумел сказать о своей любви. А Татьяна, которая так сильно была в него влюблена, плачет, но остается верной своему супругу.

Стихи, сделанные из огня и кристалла

Но как можно описать подобную историю в стихах? Пушкину это удалось. Он неповторим. К примеру, послушайте этот отрывок (здесь в переводе Андре Марковича, Бабель Акт Сюд):

«Уже редеют ночи тени.
И встречен Веспер петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко.
И перелетная метель
Блестит и вьется, но постель
Еще Онегин не покинул.
Еще над ним летает сон.
Вот, наконец, проснулся он.
И полы завеса раздвинул:
Глядит и видит, что пора
Давно уж ехать со двора».

Эти сверкающие стихи, звенящие как кристалл, можно услышать по-русски (с субтитрами на французском языке). Они оживают, обретают лицо и т.д. на сцене театра МС 93 в Бобиньи, возглавляемом Патриком Соммье, тонким знатоком, неутомимым исследователем театра страны Пушкина (с 31 января по 5 февраля. 01 41 60 72 72).

Воздушная постановка Римаса Туминаса, актеры, и какие актеры!, музыка, - все это поможет Вам перенестись в мир Пушкина. Естественно, Вы увидите, как идет снег, как возрождаются красота, ностальгия и незаменимая молодежь, выращенная на великих русских литературных и театральных традициях, которая со времен Чехова и Станиславского бороздит весь мир, несмотря на ветра и ненастье (но как долго это будет продолжаться и на какой ценой? Это другой вопрос).