И снова «Бег» Михаила Булгакова

Дата публикации: 15 апреля 2015

Автор: Алла Буловинова

Издание: Wecherom.ru

В Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Бег» (Восемь снов) по пьесе Михаила Булгакова, написанной писателем и драматургом в 1926 – 1927 гг. Постановку осуществил главный режиссер Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета Юрий Бутусов. Новый спектакль представлен в рамках XV Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», проходящего в этом году под девизом «Необходимая Достаточность. Достаточная Необходимость».

Бутусов уже работал с вахтанговцами, поставив с ними в 2010 году спектакль «Мера за меру» Уильяма Шекспира, который был показан в 2012 году в Лондоне в шекспировском театре «Глобус» на международном фестивале шекспировских пьес «Globe to Globe» и стал фаворитом лондонского театрального сезона.

Несмотря на то, что накануне официальной премьеры журналистам 10 апреля представили только первое полуторачасовое действие (несколько снов из восьми), постановка захватила зал полностью. Впечатление от нее иногда возникало такое, будто она в чем-то является отражением того великолепного двухсерийного фильма «Бег» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова (1970), в котором играла блестящая и незабываемая когорта актеров: Михаил Ульянов (Григорий Чарнота), Евгений Евстигнеев (Парамон Корзухин), Алексей Баталов (Сергей Голубков), Владислав Дворжецкий (Роман Хлудов) и другие великолепные актеры и актрисы. А, может быть, она является некоторой стартовой площадкой для восприятия всех неповторимых, ярких, непростых по сути образов, представленных на сцене Вахтанговского театра: здесь все необычно и страшно с самого начала, говорят мало, а перемещаются по сцене бегом и много. И это – не только символика, но и реальность. По определению самого режиссера, Юрия Николаевича Бутусова, «Бег» для меня – это состояние человека, проснувшегося после сна, в котором его преследовал кошмар...». Поэтому-то начало спектакля ознаменовалось выходом на бегу и, в основном, поодиночке почти всех героев, которых играют полюбившиеся искушенному и преданному зрителю театра такие актеры как Виктор Добронравов (Хлудов), Сергей Епишев (Голубков), Артур Иванов (Чарнота), Василий Симонов (Антуан, Скунский). А также бесподобно пластичная и завораживающая своими широкими и томными шагами, скрытыми под белым воздушным платьем, будто в настоящем сне, Ольга Лерман (Оленька, Вдова, Главнокомандующий в воображении Хлудова). И, конечно, Екатерина Крамзина (Серафима, Профессор энтомологии казанского университета, Вдова). С потрясающе трагического образа беззащитной Серафимы Корзухиной, созданного ею, и начинается все невообразимо головокружительное и угнетающее действо спектакля. Впечатление такое, что усиливающаяся дрожь в теле ее героини, что называется, с головы до пят, вызвана воздействием на нее энергией электрического тока, который не дает ей возможности остановиться и обрести покой…