«Тихая моя родина» в Дубне

Дата публикации: 2 ноября 2015

Автор: Елена Злобина, директор фестиваля искусств «Серебряная псалтирь».

Событие в событии – так кратко можно сказать о спектакле Вахтанговского театра в постановке Владимира Иванова, представленного на XIIфестивале искусств «Серебряная псалтирь» в Дубне.

В культурной и духовной жизни города фестиваль стал давно заметным ожидаемым и любимым событием для многих горожан, гостей города, а также различных представителей сферы искусств.

И, конечно же, событием является и приезд знаменитого театра с необычной театральной постановкой – спектаклем-концертом «Тихая моя родина».

Пересказывать музыкальный спектакль такое же неблагодарное дело, как и пересказ песни. Скажем лишь, что это светлое чистое театральное произведение возникло в результате маленького несчастного случая: необходима была срочная замена спектакля по А.И. Солженицыну «Матренин двор», потому что Елена Михайлова, которая играет главную героиню в спектакле, сломала ногу.

Зная большой музыкальный багаж актерской семьи Михайловых, режиссер-постановщик «Матренина двора» Владимир Иванов в кратчайшие сроки со своими коллегами по Вахтанговскому театру сделали эту постановку, спросив лишь в самом начале у Елены: «Петь можешь?» - «Могу!» - «А один проход по сцене сможешь сделать?» - «Смогу!»…

Премьера спектакля состоялась 16 мая 2011 года. Спектакль–концерт стал лауреатом Международного театрального фестиваля имени А.В. Вампилова. За этот период сыграно 53 спектакля.

Заключительный показ под вывеской Государственного академического театра им.Евг.Вахтангова прошел 31 октября 2015 года в рамках XIIфестиваля искусств «Серебряная псалтирь» в подмосковном наукограде.

Организаторы фестиваля вручили главным исполнителям спектакля – Александру и Елене Михайловыми, режиссеру-постановщику спектакля Владимиру Иванову – главные символы фестиваля – плакетку и рельефным изображением святого царя и пророка Давида, что подтверждает звание лауреата фестиваля искусств «Серебряная псалтирь». И это, прежде всего, огромная честь для нашего фестиваля.

Впечатления от первого просмотра спектакля утвердились на показе в Дубне. Чистые, светлые, добрые чувства остаются в душе от поэзии, музыки и профессионального исполнения артистов и музыкантов.

В наше время в большинстве фильмов, спектаклей и даже мультфильмов очень много агрессии, ненужного драматизма, экспрессии, злости… От вольного или невольного просмотра таких произведений на душе накапливается определенный груз, мы даже этого не замечаем по большей части.

Мы привыкли видеть в любом концерте или шоу на ТВ абсурдную ярмарку тщеславия, может быть, поэтому мы все меньше и меньше проводим времени у телеэкранов, где нехватка таланта исполнителя или автора слов и музыки восполняется различными визуальными эффектами.

В «Тихой моей родине», как в чистом прозрачном горном озере, зритель видит талант поэтов, композиторов, музыкантов, актеров, режиссера и художника.

Спектакль–концерт не оставил никого равнодушным. Зрители стоя благодарили артистов и музыкантов долгими аплодисментами.

Наталия Иванова, филолог, преподаватель литературы в школе «Юна» поделилась своими первыми впечатлениями о спектакле сразу после просмотра. «Первое, что поражает и удивляет – это чистота и легкость композиции, что говорит о блестящей режиссуре. Она совершенно четко ощущается. Это ни в коем случае не простой концерт. То, как актеры двигаются по сцене, то, как меняется звук, как вообще сделана сцена – всё прочитывается. Например, старинная лампа на столе – это 18 век, а это представленные песни на стихи Василия Тредиаковского, Федора Глинки; серебристый самовар – это конец 19-века - начало 20-го века - «Серебряный век» поэзии и поэты Николай Гумилев, Игорь Северянин; чемодан с плюшевым мишкой – это 20-й век – дорога, война … Хотелось очень услышать немного побольше стихов и прозы…

Понравилось и интеллигентное оформление спектакля, и то, что музыканты были не в «яме», а на сцене в костюмах стиля «модерн», и живой струнный звук – выше всяких похвал, он придавал еще больше благородства всему спектаклю.

Для города нашего, безусловно, это событие. Нам очень не хватает таких камерных вечеров музыки и поэзии».

Добавить можно лишь одно - с настоящими профессионалами легко и приятно работать. В период подготовки и организации показа спектакля было много общения со всеми службами и руководством Вахтанговского театра, от директора театра - Кирилла Крока до простого рабочего сцены Павла. Удивительная легкость, понимание, обязательность и простота общения, наверное, самые главнее показатели профессионализма и таланта людей.