"Гроза", У.Баялиев, Театр им. Вахтангова

Дата публикации: 19 сентября 2016

Автор: Лев Семеркин

Очень неординарная постановка! Как же везет этой хрестоматийной пьесе на неординарные постановки Collapse )

(Яновская, Эренбург, Чусова, Могучий – Баялиев оказался в этом ряду, вровень с признанными мастерами).

Постановка волшебная, сновидческая, эротическая, женская (женоцентричная, чувственная и эмоциональная до слез). Элегическая, с гипнотическим замедленным литовским ритмом и праздничной вахтанговской театральностью в мелких деталях. Внешним обликом – картинкой постановка идеально вписывается в стиль вахтанговского театра при Туминасе (черный фон, туман, мачта корабля, лодки, провал в иное пространство в правой части задника, небытовые, эксклюзивные костюмы и театральные атрибуты - пианино аккомпаниатора и стул на границе сцены и зрительного зала, на стуле сидит театральный проводник, посредник).

Воспроизведен стиль, который был задан еще в спектакле «Троил и Крессида». Оттуда перешла в «Грозу» и главная пара любовников Евгения Крегжде и Леонид Бичевин. Но как выросли актеры за восемь туминасовских лет и усложнились задачи, поставленные режиссером и эти задачи были решены. Бичевин сыграл оборотную сторону миловидного столичного молодого человека (на самом деле не сильно отличающегося от забитого маменькой Тихона, самый отрицательный Борис на моей памяти). А Крегжде просто расцвела, из девочки с огромными глазами превратилась в яркую молодую женщину (и прическа теперь под Вертинскую и необыкновенное очарование).
Женщина доминирует и в другой паре (Кабанова-Дикой). Тумайкина прожигает взглядом, очень сильная работа!

Оттуда же из «Троила и Крессиды» отвязный сумоист Аякс-Косырев (превратившийся в странницу Феклушу) и пьяница Терсил-Красков (здесь спившийся местный «кулибин» Кулигин).

Ко всему прочему, режиссер еще и передал мэтрам два персональных привета: учителю Женовачу зеленые яблоки, посыпавшиеся на сцену, а худруку Туминасу специально выделенную фразу про Литву ( - Что ж это такое - Литва? - Так она Литва и есть. - А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.)

Постановка с тщательно продуманным актерским ансамблем, с множеством неожиданно решенных и ярко сыгранных ролей и с активной режиссурой, которая не ограничиваясь тем, что написано драматургом, дополняет ансамбль своими персонажами – котом, кошкой и собакой.
Кот (Виталий Семенов) самый главный режиссерский бонус. Через него передано театральное послание – животное начало. Но не звериное, без негативного оттенка, а естественное и вольное.
Город у реки, а снится море.