Приключения обманутого мужа

Дата публикации: 1 мая 2017

Автор: Татьяна Филиппова

Издание: Театральная афиша

Тем, кто купит билет на спектакль Театра Вахтангова «Чужая жена и муж под кроватью», следует сразу же забыть о том, что: 1) Достоевский – автор, который пишет о самых глубоких проблемах русской души, об инфернальных женщинах и очень богатых, но безумных мужчинах; 2) многие его герои – люди солидного возраста; 3) в его книгах все заканчивается плохо.

Автор, которого во всем мире знают по знаменитым романам, в каждом из которых содержится если не прогноз на будущее страны, то удивительно точные картины из ее жизни, был совсем другим человеком, пока его не арестовали. Как вы думаете, за что? За недонесение «о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». За этот проступок инженера­поручика Достоевского лишили чинов, прав, состояния и чуть было не расстреляли, но в последний момент заменили смертную казнь каторгой. Ночью 24 декабря 1849 года его в кандалах отправили из Петербурга в Тобольск. О таком исходе он, конечно, не думал годом ранее, когда днем посещал революционные кружки, а по ночам писал водевили о супружеской любви, измене и ревности.

«Чужая жена и муж под кроватью» – пьеса, составленная из двух его рассказов, объединенных общим сюжетом, вернее – чувством ревности. Здесь она еще не страшна, как в «Вечном муже», а скорее комична – в духе французских романов, которые Достоевский пародировал. В спектакле Первой студии Вахтанговского театра нет и намека на мрачную тяжесть ревности – наверное, потому, что его играют очень молодые люди, недавние выпускники Щукинского училища. Студийная сцена так мала, что зритель не только очень близко видит лица актеров, но буквально слышит их дыхание. В памяти остаются глаза героев – наивные, широко распахнутые у ветреной жены Глафиры (Евгения Ивашова) и круглые, удивленные у обманутого мужа Шабрина (Юрий Цокуров), которого ревность заставила прятаться под кроватью в чужом доме, да еще и в обнимку с соперником. Магия этого спектакля – магия крупного плана, о которой хорошо знают кинематографисты, и она возникла здесь не случайно: режиссер спектакля Екатерина Зонненштраль – студентка Щукинского училища, закончила актерский факультет ВГИКа.