«Улыбнись нам, Господи» в театре Барбикан, Лондон – «завораживающе трогательно».

Дата публикации: 1 марта 2018

Автор: Natasha Tripney

Издание: The Stage

Прославленный российский Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова возвращается в Лондон со спектаклем «Улыбнись нам, Господи», адаптацией произведений еврейско-литовского писателя Григория Кановича. Это сюрреалистичный, поэтичный и завораживающий спектакль, проникнутый печалью о мире, которому вскоре предстоит исчезнуть.

Эфраим (Владимир Симонов) вынужден покинуть своё местечко и любимую козу, чтобы отправиться в Вильнюс. Он сгружает свои пожитки в тележку и отправляется в долгое, похожее на сон путешествие. По дороге ему встретится множество персонажей – цыгане, раввины, слепец – хотя с виду не кажется, что он так уж далеко продвинулся на своем пути.

В том, как построен спектакль, заметны явные отсылки к Беккету, а также к отображению тяжелой участи евреев на протяжении истории. После каждой встречи в воздух бросают пригоршню овса, загорается свет и путешествие начинается снова.

Постановка Римаса Туминаса – это более мрачный и торжественный спектакль, нежели восхитительная постановка пьесы «Евгений Онегин», представленная в Лондоне в 2015 году. Постановка обладает богатой визуальной составляющей – конструкция лошади и телеги из груды шкафов, комодов и чемоданов стала изюминкой безупречно поставленного спектакля. Игра актеров также потрясающе натуральна. Юлия Рутберг прекрасно и экспрессивно отыгрывает роль козочки (единственная актриса, присутствующая на сцене продолжительное время), а Виктор Сухоруков убедительно дурачится в роли сумасбродного Авнера Розенталя.

И хотя пьеса проникнута юмором, осознание того, что в будущем ждет персонажей, и всех европейских евреев, не отпускает зрителя, неизменно оставаясь рядом, как тень, а последняя сцена, безжалостно сметающая все на своем пути, выглядит глубоко впечатляюще и жутко эффектно.