Римас Туминас: На гастролях в Лондоне Вахтанговцы продолжают открывать для себя Чехова

Дата публикации: 4 ноября 2012

Автор: Александра Подервянская

Издание: ТАСС, Лондон

На гастролях "Дяди Вани" в британской столице вахтанговцы, отправившиеся в субботу на Туманный Альбион, вместе с английской публикой продолжат открывать для себя Чехова. Об этом в преддверии показов в Лондоне ИТАР-ТАСС рассказал художественный руководитель московского Государственного академического театра имени Вахтангова Римас Туминас, выступивший постановщиком этого спектакля.

Начало гастролей в лондонском Вест-Энде, считающемся театральной меккой Европы, состоится 5 ноября и ознаменуется 100-м по счету представлением "Дяди Вани". В России его премьера прошла в сентябре 2009 года, и с тех пор труппа театра Вахтангова сыграла его во многих странах мира, неизменно вызывая высокий интерес публики.

Объясняя причину такого успеха постановки как на родине, так и за рубежом, Туминас отметил: "Может быть, все просто в том, что мы убрали цвет, очистили его от глянца. Если убрать глянец - проступает фактура дерева, его узор. Здесь нет традиционных белых костюмов, уютной усадьбы в тургеневском вкусе, привычных красот природы". По его словам, "Чехов каждую минуту прощался с этой красотой, она блекла на его глазах и стала черно-белой, даже серой". "И это прощание с уходящей культурой дворянских усадеб, с этим временем. Это плач, это грусть Чехова", - подчеркнул он.
"Мне кажется, что мы ухватили не плач персонажей /что обычно делают в театре - плачут персонажи, плачут актеры/, а нам удалось услышать скорбь и тихий плач самого Чехова, как врача, как человека. О нем мы ставили, а не о картинах деревенской жизни", - пояснил Туминас.

"По Чехову, надо научиться быть счастливым уже оттого, что счастье вообще существует, - заметил худрук театра Вахтангова, отвечая на вопрос об основной морали его постановки "Дяди Вани". - А если ты обозлен, обижен, в тебе проснулось желание мстить жизни, то надо помнить, что самая великая месть – это прощение". "Грань бытия, сиюмоментность сегодняшнего дня и загробная, потусторонняя жизнь", - эти философские темы, затронутые в произведении Чехова, по мнению Туминаса, и сегодня не утратили свое значение.

В нынешнем году театр Вахтангова уже во второй раз посещает Лондон с гастролями. В апреле на шекспировском фестивале "Глоуб ту глоуб" /GlobeToGlobe/ актеры представили публике британской столицы спектакль "Мера за меру" по одноименной пьесе великого английского классика в постановке Юрия Бутусова. Игра вахтанговцев получила тогда высокие оценки местных театральных критиков. "Мы горды и довольны, что были приняты с восторгом", - признался Туминас. "На что надеемся и сейчас. Даже уверены", - добавил он.

Настроение вахтанговцев перед новой серией выступлений на берегах Темзы Туминас описал, как "спокойное, уверенное, собранное". "Мы готовы в этих гастролях вместе с английской публикой продолжать открывать для себя Чехова", - отметил он.
Спектакль "Дядя Ваня" в постановке Римаса Туминаса будет показан в лондонском театре "Ноэл Кауард" /NoelCowardTheatre/ шесть раз - с 5 по 10 ноября.

В британской столице отмечается огромный интерес к наследию Чехова. В настоящее время - подлинный "чеховский бум". По словам газеты "Файнэншл таймс", сразу пять разных постановок "Дяди Вани", включая российскую, будут представлены на театральных подмостках страны в ближайшие месяцы.

"Пьесы  Чехова, которые невозможно отнести к какой-либо категории, принадлежат к уникальному жанру, - отметил, в свою очередь, обозреватель британского еженедельника "Спектейтор". - Они представляют собой романтические трагикомичные документальные размышления о тщетности бытия".

"Произведения Чехова - это классика, но они не пугают своей "классичностью", - объясняет журнал столь большую популярность пьес великого русского драматурга и их "непрекращающееся наступление очарованием" на театральную сцену Соединенного королевства.