Римас Туминас представил в греческом Эпидавре трагедию «Царь Эдип»

29 июля 2016

Вечерняя Москва, 29.07.2016

http://vm.ru/news/2016/07/29/rimas-tuminas-predstavil-v-grecheskom-epidavre-tragediyu-tsar-edip-328377.html

Осенью на сцене театра Вахтангова состоится премьера спектакля «Царь Эдип» — в так называемой «русской версии».

29 июля в самом древнем амфитеатре мира — греческом Эпидавре — состоялась премьера спектакля Академического театра имени Вахтангова «Царь Эдип».

 

Роль царя Эдипа  исполнил Виктор Добронравов, а в роли Иокасты — Людмила Максакова.

Режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Римас Туминас обратился к одноименной трагедии Софокла. Режиссер в своей постановке пытается соединить воедино начало и конец истории, рождение и смерть, богов и людей, судьбу и свободную волю и… разрешить самую сложную загадку мира — кто есть человек? Вариантов ответа на этот вопрос всего два — игрушка в руках судьбы или хозяин… По мифологии Древней Греции, даже судьба самого Зевса была в руках богинь судьбы — мойр, что же тогда говорить о смертных?

Тема роли судьбы в жизни человека красной нитью проходит через все спектакли Туминаса, начиная от первого «Января» по пьесе Радичкова, где мужчина мог бы погибнуть в сугробах, если бы слуги Господа не помогли ему. Но если в христианском «Январе» были ангелы, то в Греции их не могло быть в принципе. Или же, по одной из версий, Боги, которым не чуждо ничто человеческое, — это и есть библейские «падшие ангелы».

Но в постановке греческой трагедии ангелы все же будут. Белый (Людмила Максакова), и черный (Екатерина Симонова). Первая играет мать и жену царя Эдипа Иокасту,  ее превращение в Ангела, — свидетельство круговращения душ и бесконечных воплощений в Древней Греции.

Римас Туминас, конечно же, изучал и мифологию, и древнегреческую философию. Изучали и актеры, занятые в спектакле «Царь Эдип». Впрочем, далеко за знаниями ходить было не надо. Прямо напротив театра Вахтангова находится Библиотека истории русской философии и культуры имени Лосева (философ жил в этом доме несколько десятилетий), где проходят чтения, лекции, и собраны главные труды по античности самого Лосева. Именно он дал ключ Римасу Туминасу для его второй постановки «Царя Эдипа» (первая в состоялась в 1998 году в Национальном театре Литвы).

«С античной точки зрения судьба меньше всего заметна на людях мелких, безвольных, пассивных. Судьба и рок ощущаются античным человеком больше всего в героических поступках, в свободных актах разумно действующего большого человека, в его волевом напряжении, в его гордой и благородной независимости, в его мужестве и отваге», — писал Лосев.

Все эти качества — героизм, воля, масштаб, гордая и благородная независимость, мужество и отвага отличают царя Эдипа. Он — герой, хотя и человек (признанные герои Олимпа — Боги). Виктор Добронравов играет героя с трагической судьбой. Трагедия Эдипа настолько непостижима, неумолима и беспощадна, что страшнее ее нет ничего на свете. Кровосмешение, отцеубийство, позор, изгнание, слепота, нищета. Но даже с таким грузом и в таком положении царь Эдип и конфликтующий с ним мир — равной величины и силы. Эдип до конца принимает решения сам, хотя уже понимает и ощущает жестокую руку судьбы. Когда он ослепнет, он научится читать знаки судьбы и видеть ее послания  задолго до того, как они исполнятся, и об этом — последняя трагедия Софокла «Эдип в Колоне», написанная им незадолго перед смертью.

Корреспондент «Вечерней Москвы» присутствовала на репетиции спектакля «Царь Эдип» в театре Вахтангова, и видела с каким благоговением относились к первоисточнику режиссер и его команда. Римас Владимирович не выпускал из рук книгу Софокла.

Ни Эдипа, ни Иокасты, ни ее брата Креонта не было, — они мифы, но Софокл был. Драматург родился в предместье Афин в Колоне, где, согласно его трагедии, умер Эдип. И до сих пор там сохранился древний амфитеатр, в котором играли спектакли в честь бога Диониса. А еще у Софокла был сын — актер-трагик Иофон, лучший актер Афин, который, ради получения попечительства над большим состоянием, обвинил отца в неспособности вести дела и безумии. Но Софокл в своем завещании — трагедии «Эдип в Колоне» не только доказал свою умственную дееспособность, но и нашел аргументы для того, чтобы простить и своего сына, и сына Эдипа, и самого Эдипа — все они вольно или невольно совершали грехи и тяжкие преступления. И Римас Туминас делает все возможное, а подчас, и невозможное, чтобы автор трагедий, живущий в пятом веке до нашей эры, и его герой, — царь Эдип, стали близкими, реальными и современными.

— Моя главная задача, которой я добиваюсь в каждой постановке, чтобы происходящее на сцене было близко людям, — объясняет «ВМ» режиссер.

Туминас не делает радикальных различий между публикой, актерами и статистами. Но в случае с трагедией «Царь Эдип» задача сложнее в несколько раз, — ведь не только очень далеких людей надо приблизить к нам, но и непонятных нам древних Богов: Аполлона, Диониса, Аида (все они фигурируют в трагедии Софокла). И добиться максимального сближения — в самом большом амфитеатре мира — 14-тысячном Эпидавре. Мыслимо ли это — в таком пространстве, на открытом воздухе, без занавеса?

А если учесть, что гигантские декорации — емкости в виде цистерны, — сделаны из железа, которое раскаляются на жаре, игра актеров усложняется в разы. Но металлические конструкции немыслимого объема были необходимы для этого спектакля потому, что его главная тема – рок, который ассоциируется с железной клеткой с четкими границами. Судьба-клетка, потому что вариантов нет — кроме одного — терпеть и ждать освобождения, когда будет или небо в алмазах, или ангелы.

Музыку к спектаклю написал земляк Римаса Туминаса Фаустас Латенас. Режиссер требовал от своего постоянного соавтора необыкновенную по силе и волшебству звука музыку. То, что не соответствовало представлениям Туминаса, режиссер перечеркивал куда более беспощадно, чем текст Софокла при подготовке спектакля. Здесь же перед композитором стояла нетривиальная задача: вплести в музыкальное сопровождение хор, который в Древней Греции выполнял функции и рассказчика, и плакальщика, и народа….

— Да, я верю в судьбу. И в ангелов верю. – признался «ВМ» Римас Туминас, — Как можно объяснить, если не влиянием судьбы, что я, выросший в литовской деревне, в семье, далекой от театра — стал режиссером? В нашей деревне никакого театра не было. Моя мама долго не могла понять, что со мной произошло, и почему я стал таким тираном и деспотом в театре? Мама говорила: «Зачем ты мучаешь актеров?». А я не мог ей объяснить, что я не мучаю актеров, а что мы репетируем, играем, что это — театр. Должны ли люди бросать вызов судьбе? Не знаю. Думаю, что если слушать природу, чувствовать землю, видеть звезды и пытаться понимать людей,  то судьба смилуется.

Козьма Прутков пошутил над высказыванием древнегреческого мудреца и полководца Аристида «Судьба — индейка»: » Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какой-либо другой, более на судьбу похожей птицей».

В финале спектакля «Царь Эдип» будут птицы — более похожие на судьбу, совсем не индейки. И два ангела, прекраснее которых трудно найти во всей Европе.