Римас Туминас вступил в схватку с античными богами.

– В феврале я рассказал Римасу об Эпидавре и его уникальном амфитеатре – предложил подумать о возможной постановке, – говорит Дмитрий Владимирович «Театралу». – Римас заинтересовался. Но с учетом его занятости к репетициям приступил не сразу: для начала предстояло понять, будет ли у театра возможность поучаствовать в этом проекте. Но все сложилось благополучно. И в итоге, между замыслом и премьерой прошло всего лишь шесть месяцев. Срок для такого дела, несомненно, рекордный.

Распределение ролей и первые репетиции прошли в Вахтанговском театре еще весной.
Эдипа играет Виктор Добронравов, его мать и жену Иокасту – Людмила Максакова, провидца Тересия – Евгений Князев. В остальных ролях Римас Туминас занял Эльдара Трамова, Евгения Косырева, Екатерину Симонову, Виталия Семенова, Павла Юдина, Валерия Ушакова, Артура Иванова, Максима Севриновского… Фактически в спектакле участвуют актеры и старшего, и среднего, и молодого поколений, но на протяжении всех дней, что шли репетиции, ни для кого не делалось скидки на опыт, возраст и звания. Работали в едином порыве с 7 часов вечера (времени, когда, во-первых, стихает жара, а, во-вторых, в античном амфитеатре прекращаются экскурсии) до двух-трех часов ночи. Каждая репетиция – в полную силу.

– Работа шла напряженно, – говорит Евгений Князев. – И я помню, как еще неделю назад Римас сказал: «От провала нас спасет только проливной дождь». Наверное, он не шутил – главное его требование заключалось в том, чтобы мы не жалели себя, преодолевая масштаб и совершенно непривычные особенности этой сцены.

Вообще амфитеатр Эпидавра, возведенный в IV веке до н.э., – одна из интереснейших загадок археологии. Этот край древней Греции, достаточно подробно описанный у античных историков и географов, не знает ни  единого упоминания о том, что здесь проходили спектакли – драматургические состязания. Считается, что амфитеатр носил своего рода лечебную цель, ведь Эпидавр в ту пору был местом, связанным с культом бога медицины и врачевания Асклепия. Неспроста рядом в ста метрах отсюда сохранились останки античных храмов и лечебниц. Даже известен метод, который  предпринимали здешние врачи. Больной поселялся на три недели. Первая уходила на адаптацию, вторая отдавалась профилактическим процедурам, а на третью, считается, каждому больному во время лечебного сна бог «сообщал» диагноз. И  в зависимости от результата, назначались поэтические чтения в амфитеатре, где, испытав катарсис, больной проходил своего рода процедуру очищения.

–  Нечто подобное от нас и требовал Римас, – говорит Людмила Максакова. – Очищение души через игру. Не зря этот театр являлся частью святилища. К нему по-другому и относиться нельзя.

Помимо вахтанговцев в спектакле заняты греческие артисты. Им отдана роль хора. Впечатляют цифры: в кастинге участвовали 130 человек со всей Греции. Из них выбрали 11 – разного возраста, телосложения и силы голоса. Причем эта пестрота придумана намеренно – она придает хору черты разношерстной толпы, в страданиях которой отображаются грозные указания царя Эдипа. Для хоров музыку написал Теодор Абазис, для основного действия – Фаустас Латенас

В ноябре на премьеру в Москву хор приедет в том же составе.
– Сейчас я решаю вопрос, чтобы хор и впредь участвовал в нашем спектакле, – сказал «Театралу» Римас Туминас за час до премьеры. – Он вносит важный интернациональный акцент: кругом толкотня, политическая неразбериха, санкции, а театр на этом фоне стирает границы между народами, становится мостиком культур. В контексте «Царя Эдипа» это история особенно актуальная.

А после триумфальной премьеры Туминас добавил:
– Не хочу ничего менять, хотя и придется: сравнить ли амфитеатр Эпидавра и наш зал на тысячу двести мест. Совершенно другие условия  игры. Но сейчас это не главное. А главное то, что история нашей постановки кажется мне схваткой с античными богами, которые в Эпидавре повсюду незримо присутствуют. Мне теперь очень привезти их в Москву, показать им российскую столицу.