Презентация книг Агнессы Петерсон и Виктора Борзенко в АРТ-КАФЕ Вахтанговского театра.

14 апреля в уютной клубной обстановке АРТ-КАФЕ Вахтанговского театра состоялась презентация новых книг, изданных Театром и издательством «Театралис».

Презентацию открыл директор Вахтанговского театра Кирилл Крок:

«Мы рады приветствовать вас на нашей новой сценической площадке – АРТ-КАФЕ! По традиции, весной, мы проводим презентацию книг, изданных Театром имени Евгения Вахтангова. Сегодня вашему вниманию мы представляем книги, которые пополнили нашу театральную библиотеку:

Агнесса Петерсон «Признание в любви. Театральные мемуары» и

Виктор Борзенко «Михаил Булгаков и Театр имени Вахтангова: Пьеса принята единогласно».

Агнесса Петерсон:

«Идея создания моей книги принадлежит замечательным сотрудникам Вахтанговского музея – Ирине Леонидовне Сергеевой и Маргарите Рахмаиловне Литвин. И я хочу выразить им глубокую благодарность. Особо мне хочется поблагодарить за финансовую поддержку нашего директора – Кирилла Игоревича Крока, художника-оформителя многих Вахтанговских книг – Александру Осеневу, прекрасного фотографа Валерия Мясникова и мастеров высочайшей квалификации издательства «Театралис».

В нашей жизни есть неоспоримые ценности – родители, учителя, сам человек и Господь Бог.

Я приехала в Москву еще совсем юной девочкой, не имея здесь ни друзей, ни родственников, ни крова над головой. И Богу было угодно, чтобы меня приняли в Театральное училище имени Бориса Щукина. Второе чудо, которое произошло в моей жизни – я стала актрисой Театра Вахтангова.

На первой же репетиции, мне посчастливилось ступить на великие подмостки и репетировать с Николаем Гриценко, Юрием Яковлевым, Галиной и Ларисой Пашковыми – великие имена, ставшие классикой!

Юрий Любимов, Цецилия Мансурова, Владимир Этуш, Петр Фоменко и даже Рубен Николаевич Симонов – все это огромная школа, большой дар!

Я слышала, как звучат голоса великих Вахтанговцев. На протяжении всей своей жизни я записывала их мысли и высказывания о мастерстве актера, о сложностях и тонкостях профессии. Они вели меня за руку, как маленькую девочку. И мой святой долг написать о них, в силу своих скромных возможностей.

Каждому из них посвящена отдельная глава моей книги. Отдельная глава – блистательному последнему десятилетию Вахтанговского театра и творческому тандему Римаса Туминаса и Кирилла Крока».


Виктор Борзенко:

«Михаил Булгаков и театр – тема увлекательная, нестареющая и поистине бездонная. Написано о многом. Однако затерялся на общем фоне увлекательный сюжет – Булгаков и Вахтанговцы, с которыми выдающегося писателя связывали годы дружбы и сотрудничества.

Все мы помним строки из «Мастера и Маргариты»: «Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами», – таким Вахтанговский театр увидела Маргарита…

Между премьерой спектакля «Дни Турбиных», состоявшейся во МХАТе 5 октября 1926 года, и премьерой спектакля в Театре имени Евгения Вахтангова «Зойкина квартира» 28 октября 1926 года прошло чуть более двадцати дней. Таким образом, и мхатовцы, и вахтанговцы открыли Булгакова для театральной сцены фактически одновременно.

В 1934 году для Вахтанговского театра Булгаков сочинил пьесу «Александр Пушкин», но репетиции шли в театре всего несколько месяцев и постановку запретили. В 1936-м Булгаков написал еще одну пьесу для Вахтанговцев – «Адам и Ева», но и эта пьеса не увидела свет.

Главрепертком запретил постановку пьес Булгакова. Он был изгнан отовсюду.

Однако в директиве не было запрета на инсценировки, и вахтанговцы, чтобы поддержать своего товарища и опального автора, попросили его написать сценическую версию романа «Дон Кихот» М. Сервантеса. Булгаков откликнулся на эту просьбу. Премьера спектакля состоялась в предвоенный сезон. Ставил спектакль Иосиф Рапопорт, музыку сочинил Тихон Хренников, стихи – Павел Антокольский. Михаил Булгаков не увидел спектакля. Он ушел из жизни за год до его премьеры.

Говоря о Булгаковских постановках в Театре имени Евгения Вахтангова, нельзя не упомянуть и недавнюю премьеру – спектакль «Бег» в постановке Юрия Бутусова.

Книга составлена по принципу интеллектуального монтажа: здесь приводятся дневники, воспоминания, письма, документы».