Спектакль «Наш класс» награжден ежегодной премией ФЕОР «Скрипач на крыше».

 

2 декабря в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялась 17-я церемония вручения ежегодной премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше». Вели церемонию - Ксения Раппопорт и Алексей Агранович.

Престижная премия ФЕОР была учреждена в 2002 году и вручается за вклад в развитие культурной и общественной жизни России. Церемония награждения приурочена к празднику Ханука.

В 2005 году в номинации «Человек-легенда» лауреатом премии стал народный артист СССР Владимир Этуш.

В этом году в номинации «Театр» премию получили Вахтанговцы за спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека, посвященного трагическим событиям в польском городе Едвабне в 1941 году. Премьера спектакля состоялась 14 октября 2016 года на Новой сцене Вахтанговского театра.

Премию вручили режиссеру-постановщику спектакля Наталье Ковалевой и артистам, занятым в спектакле: Полине Кузьминской, Ксении Кубасовой, Дарье Щербаковой, Алексею Гиммельрейху, Владимиру Логвинову, Юрию Поляку, Павлу Попову, Денису Самойлову. Максиму Севриновскому, Эльдару Трамову, Владимиру Шульеву.

«На небе ковшик золотой —
зовут Медведицей Большой.
Секрет найти, где север, прост:
по направленью крайних звезд
прямую линию веди,
Звезду Полярную найди.
Стань прямо, на нее гляди,
и север будет впереди,
а позади, конечно, юг.
Ты не заблудишься, мой друг!» ...
 
Стихотворением их финала пьесы «Наш класс» начали свое выступление молодые артисты.
 
Лауреатов наградили серебряной статуэткой «Скрипач на крыше», созданной израильским скульптором Франком Мейслером. Премию Вахтанговцам вручил Алексей Агранович.
 
 

Наталья Ковалева, режиссер спектакля «Наш класс»:

«Спасибо! Спасибо, я  горда получить эту высокую награду.

Держу я в руках этого Скрипача и, конечно, как-то отождествляю себя с ним… Но вообще-то нас целый оркестр: Тадеуш Слободзянек, написал пьесу «Наш класс», художник Александр Боровский придумал уникальное оформление – школьные доски, которые становятся стеной Плача, хореограф Ирина Филиппова вылепила пластический смысл спектакля, композитор Клавдия Тарабрина, писала музыку,  почти как к балету –буквально на каждый шаг артистов. Замечательные артисты, которых вы видели. Я смотрю на них на спектаклях и не могу сдержать слез – эти ребята тратят столько душевных сил, чтобы рассказать трагическую историю польского местечка Едвабне, такого казалось бы далекого от них по времени и по географии. В этом оркестре Римас Туминас, который поверил и поддержал меня, многие люди, которые словом и делом помогали нам. Весь Театр Вахтангова, его постановочная часть.

Вот казалось бы: ну что может театр против натиска насилия? Конечно, искусство не спасает все человечество, но оно спасает отдельного человека, который пришел на спектакль и ужасается злу и сострадает добру. А человечество и состоит, в конечном счете, из отдельных «человеков». И когда я вижу слезы зрителей в конце спектакля, я думаю – значит, мы в сердце своем решаем один и тот же вопрос: как нам жить, чтобы оставаться людьми…

Вы знаете, у меня уже есть один Скрипач, вот он. Но он очень маленький. В самом начале создания спектакля мне подарили его. Привезли из Израиля. Но посмотрите, как он вырос! Для меня это значит, что эта тема спектакля, необходимость в ней, растет. Потому что это общечеловеческая тема. Ведь холокост в переводе с греческого означает «всесожжение». Сожжение в прямом смысле слова происходит в спектакле. И мы рассказываем, что в это варварство очень легко ввергнуться. Но уничтожая другого человека, ты выжигаешь дотла и свою душу. Дальше ты не можешь  жить. Дальше тьма. Победить эту тьму может только Свет. Я думаю, что свет сегодняшнего праздника – и есть тот самый очищающий, побеждающий свет.

Со светлым праздником вас!».