Герои былых времён: Театр имени Евгения Вахтангова в годы Великой Отечественной войны.

9 мая 2020 года – в день 75-летия Победы – мы вспоминаем трагические и героические годы Великой Отечественной войны. Театр имени Евгения Вахтангова в полной мере испытал все горести военного времени. С полей сражений не вернулись 44 Вахтанговца. Их имена навечно запечатлены на мраморной доске в большом зрительском фойе Театра. Здесь каждый год накануне 9 мая проходит митинг Памяти.

В 1941 году добровольцами ушли на фронт и пали в боях актёры:

Константин Яковлевич Миронов (1901-1941) – в ополчении Киевского района был назначен командиром батареи. Погиб в бою под деревней Ухобичи Калужской области осенью 1941 года. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Борис Евгеньевич Лебедев (1905-1941) – его фронтовой судьбе ничего не известно.

Фёдор Иванович Москвин (1906-1941) – сын знаменитого МХАТовца, выпускник лётной школы ОСОАВИАХИМа, служил штурманом на бомбардировщике, погиб в декабре 1941 года.

Прошли войну и вернулись в Театр после демобилизации актёры-фронтовики:

Максим Иванович Греков (Селескириди, 1922-1965) – бесстрашный боец партизанского отряда, подрывник, на его счету шесть уничтоженных эшелонов, участие в 90 боях. Командир партизанской роты М.И. Греков награждён орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» II степени, «За оборону Москвы».

Михаил Сергеевич Дадыко (1926-1995) – попал на фронт совсем мальчишкой, служил на Черноморском флоте, вместе с боевыми товарищами обезвредил немало вражеских мин.

Надир Михайлович Малишевский (1918-1977) – артиллерист, в 1943 году был ранен, демобилизован. Служил артистом Белорусского фронтового театра, а в 1944 году поступил в Театр Вахтангова.

Владимир Абрамович Этуш (1923-2019) – фронтовик-орденоносец, чуть больше года не дожил до 75-летия Победы. Он ушёл добровольцем на фронт, был направлен в школу военных переводчиков, служил в разведке. Попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. В 1943 году был тяжело ранен и демобилизован. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, многими медалями, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Анастасия Степановна Чевельча – единственный сегодня живой участник войны среди вахтанговцев (более двадцати лет работала гардеробщицей). Девчонкой она попала связисткой в миномётный полк Северо-Западного фронта, а после ранения работала санитаркой полевого эвакогоспиталя. Награждена орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Белоруссии», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Берлина».

 Василий Семёнович Лановой семилетним мальчиком   оказался на Украине в оккупации. Сегодня он –   сопредседатель Центрального штаба Общероссийского   общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России», ежегодно 9 мая идёт по Красной площади впереди нескончаемой колонны тех, кто несёт фотографии своих близких – участников Великой Отечественной войны.

Бойцами трудового фронта были недавно ушедшие Юрий Александрович Газиев, Фаина Захаровна Кричевская, Евгений Евгеньевич Фёдоров (не доживший чуть больше недели до юбилея Победы), а также ныне здравствующие Нина Аполлоновна Нехлопоченко, Валентина Александровна Янкина, Антонина Степановна Ракова.

В первые дни войны Вахтанговский театр лишился своего дома. Это произошло 24 июля 1941 года во время ночного вражеского авианалёта. Здание театра было разрушено. От взрывной волны погибли актёры Василий Васильевич Куза (1902-1941) и Николай Фёдорович Чистяков (1904-1941), курьер П.П. Ланцов.

Работы по восстановлению здания начались ещё до окончания войны под руководством академика архитектуры П.В. Абросимова и были полностью завершены к 1949 году.

Но тогда, в 1941-м, руины на месте Театра напоминали о невосполнимой потере, играть было негде. Немцы рвались к Москве, началась массовая эвакуация: Вахтанговцы отправились в Омск.

Возглавляемый Л.Н. Самборской Омский драматический театр приютил своих коллег: в зале на 800 мест четыре дня в неделю играли москвичи, три дня – омичи. Актриса Галина Львовна Коновалова (1916-2014) оставила замечательные воспоминания о жизни Театра в эвакуации (книга «Вахтанговские легенды»). Вспоминая те суровые годы, она писала: «нами владело два чувства: очень хотелось есть и очень хотелось играть на сцене».

В годы эвакуации было поставлено несколько этапных спектаклей, вошедших не только в историю Вахтанговского, но и всего советского театра. Постановка Алексея Дикого «Олеко Дундич» (1942 г.), где главную роль великолепно исполнил Рубен Симонов, покорила Омск. К годовщине начала войны Дикий выпустил спектакль по пьесе К. Симонова «Русские люди». Пьеса «Фронт» А. Корнейчука была напечатана в 1942 году в газете «Правда», обошла многие театры страны, но лучшей была признана вахтанговская постановка (1942 г., режиссёр Р.Н. Симонов, художник Владимир Рындин). Роль генерала Горлова играл Алексей Дикий, а его оппонента Огнева – Борис Бабочкин. Николай Охлопков выпустил «Сирано де Бержерака» Э. Ростана (1942 г.) с легендарными Рубеном Симоновым и Цецилией Мансуровой в главных ролях.

 

Ещё одна героическая страница нашей истории – Фронтовой филиал Театра имени Евгения Вахтангова, художественным руководителем которого стала А.А. Орочко, директором – И.И. Спектор, режиссёрами – А.И. Ремизова и А.М. Габович. С 18 февраля 1942 года по 13 июня 1945 года артисты - А.К. Граве, В.И. Данчева, И.К. Липский, А.Н. Котрелёв, И.А. Соловьёв, А.М. Лебедев, Н.Н. Мозяйкин, А.М. Данилович, В.И. Васильева и др. совершили 10 длительных выездов на фронт, проведя на передовой 850 дней, дав 1650 спектаклей и концертов.

К 70-летию Победы Театр опубликовал дневники Фронтового филиала, которые каждый день писали актёры по инициативе Николая Мозяйкина.

В июне 1945 года, пройдя с действующей армией до самого Берлина и Праги, актёры Фронтового филиала присоединились к основной части Вахтанговского театра, вернувшегося летом 1943 года из Омска в Москву и игравшего в здании МТЮЗа.

О Победе вахтанговцы узнали на сцене, во время спектакля «Мадемуазель Нитуш». Спектакль остановили, со сцены объявили, что война окончена и все – актёры и зрители – выбежали на улицу в едином порыве ликования.

Театр имени Евгения Вахтангова не раз обращался к теме Великой Отечественной войны: «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева (1948, постановка Б.Е. Захавы); «Вечная слава» (1958, режиссер Е.Р. Симонов); «Русский лес» Л. Леонова (1961, режиссёр Ф. Бондаренко); «Алексей Бережной» (1962, автор и режиссер Е.Р. Симонов); «Старые друзья» Л. Малюгина (1962, режиссёр С.Б. Джимбинова); «Железный ангел» по повести П. Нилина (1963, режиссёр А.И. Ремизова); «Память сердца» А. Корнейчука (1970, режиссёр Е.Р. Симонов); «Фронт» (1975, постановка Е.Р. Симонова); «Полстраницы оперативной сводки» по мотивам романа К. Симонова «Живые и мертвые» и воспоминаниям маршала Г. Жукова (1985, постановка Е.Р. Симонова) и др.

И в последние годы тема войны звучит незаживающей раной в спектаклях «Берег женщин» (2008, режиссёр А. Холина), «Наш класс» Т. Слободзянека (2016, режиссёр Н.Л. Ковалёва), «Фальшивая нота» Д. Карона (2018, режиссёр Р.В. Туминас), «Дневник Анны Франк» (2019, режиссёр Е.Р. Симонова, руководитель постановки Р.В. Туминас).

Всё дальше страшные трагические и героические военные дни, уходят ветераны и свидетели тех лет. Остаются память, книги, фильмы, спектакли, рассказы и бесконечная благодарность.