Мессерер Борис Асафович  

Борис Мессерер

Член-корреспондент Академии Художеств СССР, Народный художник РФ , Лауреат Государственной премии РФ

Мессерер Борис Асафович Родился 15 марта 1933 в Москве, сын артиста балета и балетмейстера А.Мессерера и актрисы немого кино А.Судакевич.

Окончил Московский архитектурный институт (1956),  где учился у А.Дейнеки, посещал мастерскую графика А.Фонвизина.

В 1956–1957 в составе авторской группы (А.Гончаров, А.Васнецов, В.Эльконин, И.Бруни) работал над панно Москва для главного павильона выставки «EXPO-58» в Брюсселе.

Первой театральной работой стал спектакль "Третье желание" В.Блажека в «Современнике» (1960). В дальнейшем сотрудничество Мессерера с «Современником» продолжилось, им были оформлены спектакли "Белоснежка и семь гномов" Л.Устинова и О.Табакова (1961), "Старшая сестра" А.Володина ( 1962), "Назначение Володина" (1963), "Сирано де Бержерак" Э.Ростана (1964), "Принцесса и дровосек"  М.Микаэлян и Г.Волчек (1969).

После сотрудничества с «Современником» Мессерер работал над сценографией к спектаклям разных театров, в том числе в Театре имени Евг.Вахтангова: "Неоконченный диалог"  В.Чичкова (1976), "Тринадцатый председатель" А. Абдуллин (1979),  Три возраста Казановы"  по М.Цветаевой (1985)
 -  "Дальше – тишина"  В.Дельмар (1969) и "Орнифль, или Сквозной ветерок"  Ж.Ануя ( 1986) – в Театре им. Моссовета;
 -  "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" А.Линдгрен (1968), "Самоубийца"  Н.Эрдмана (1982, возобновлен в 1987),  "Трибунал"  В.Войновича (1989) – в Театре Сатиры
 - "Парусиновый портфель"  М.Зощенко (1966),  "Похождения бравого солдата Швейка"  Я.Гашека (1971),  "Недоросль"  Д.Фонвизина (1975) – в Театре им. Пушкина;  -  "Покровские ворота"  Л.Зорина (1974) – в театре на Малой Бронной
 - " Круг"  С.Моэма (1988),  "Валенсианские безумцы" Л. де Вега ( 1990),  "Горбун"  С.Мрожека ( 1991) – в театре им. Маяковского и др.

Начав в начале 1960-х годов в «Современнике» сотрудничество с Ефремовым,  Б. Мессерер позже его продолжил, оформив спектакли возглавляемого Ефремовым МХАТа "Сладкоголосая птица юности"  Т.Уильямса (1975),  "Принц и нищий"  С.Михалкова по М.Твену ( 1980), "Трагики и комедианты"  В.Арро ( 1991), "Последняя ночь Отто Вейнингера"  Е.Соболя (1991), "Осколки разбитого вдребезги"  Я.Смоленского по А.Аверченко (1991),  "Из жизни дождевых червей"  П.-У. Энквиста (1991),  "Горе от ума"  А.Грибоедова (1992),  "Молочный фургон не останавливается больше здесь"  Уильямса (1993),  "Мишин юбилей"  А.Гельмана и Р.Нельсона (1994),  "Борис Годунов"  Пушкина (1994), "Преступление и наказание"  по Ф. Достоевскому (1996),  "Привидения Х.Ибсена"  (1999).
В 1990–1997 г. -Борис Мессерер – главный художник МХАТ им. Чехова.

Мессерер является также автором сценографии к ряду оперных и балетных спектаклей. На премьере первого оформленного им балета "Подпоручик Киже" С.Прокофьева в Большом театре ( 1963) А.Тышлер сказал: «Родился новый художник».

Мессерер оформил телевизионные фильмы и спектакли "Уступи место завтрашнему дню" (Дальше – тишина) (реж. А.Эфрос, 1969), "Феерическая комедия"  (Клоп) (реж. С.Юткевич, 1971), "Лев Гурыч Синичкин"  (реж. А.Белинский, 1974), "Двенадцать стульев" (реж. М.Захаров, 1980) и др.

Многие годы занимался оформлением книг. В 1980 участвовал в издании журнала «Метрополь» вместе с Б.Ахмадуллиной, А.Битовым, В.Ерофеевым и др.

Работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца. Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией. Участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне.

Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва, 1981), Выставочный зал Союза Художников (Москва, 1983), Выставочный зал Союза Художников Грузии (Тбилиси, 1984), Дворец искусств (С.-Петербург, 1989), Центральный Дом Художника (Москва, 1990), Государственный Музей изобразительных искусств им. А.Пушкина совместно с Российской Академией Художеств (2000)