Шостакович Дмитрий Дмитриевич  

Дмитрий Шостакович

Герой социалистического труда, Лауреат Сталинских премий, Государственных премий и Ленинской премии.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился  25 сентября 1906 года в Петербурге в семье инженера. Окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева (фортепьяно , 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925).
Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопека в Варшаве награжден почётным дипломом, 1927).
С 1937 преподавал композицию (с 1939 -  профессор) в Ленинградской, в 1943—48 годах — в Московской консерватории.

Почти всё написанное Шостаковичем для драматического театра относится к первой половине его творческого пути.

Начало работы Шостаковича в театре ознаменовано сотрудничеством с выдающимся режиссером В. Э. Мейерхольдом ("Клоп" В. Маяковского, 1929 г.).

Заметной вехой в творчестве композитора стала партитура, созданная им для "Гамлета"  Шекспира на сцене театра имени Вахтангова в постановке и художественном оформлении Н.П. Акимова (1932).

Дерзкая, во многом спорная, полемически заостренная, порою откровенно пародийная трактовка „Гамлета“ Акимовым вызвала настоящую критическую бурю в печати. Но та же самая критика единодушно отмечала высокие достоинства музыки Шостаковича, переросшей режиссерский замысел. Рецензент „Литературной газеты“ писал, что музыка — „самое лучшее, самое смелое в спектакле, она все время на какой-то чудесной границе иронии и сатиры“.

Осуществленная два года спустя в том же театре имени Вахтангова постановка „Человеческой комедии“ по мотивам произведений О. Бальзака также подверглась суровой критике. Но и в этот раз подчеркивалось поразительное умение Шостаковича скупыми средствами театральной музыки воссоздать приметы времени и действия,— будь то искусно стилизованная атмосфера Парижа, резко очерченные характерные сцены или драматически напряженные кульминационные эпизоды. К сожалению, вместе со спектаклем, быстро сошедшим со сцены, оказалась надолго забытой и музыка Шостаковича, за исключением немногих номеров, вошедших в Третью балетную сюиту (1952).

Из работ в Вахтанговском театре