Роберт Стуруа  

Роберт Стуруа

Народный артист СССР, Лауреат  Государственной премии СССР

Роберт Робертович Стуруа родился в  31 июля 1938  года в Тбилиси в семье грузинского художника Р. И. Стуруа.

Учился на режиссёрском факультете Тбилисского театрального института.

С 1962 года работал в Тбилисском театре имени Шота Руставели, ученик Михаила Туманишвили.

С  1979 года - главный режиссер , а с 1986 года - художественный руководитель Тбилисского драматического театра им. Руставели.

Уже студенческие работы Стуруа, «Господин Леонардо перед лицом реакции» и «Где тонко, там и рвется», обнаружили талант и перспективность его как режиссера.

В 1965 на сцене Театра имени Шота Руставели он поставил «Сейлемский процесс» А. Миллера, эта постановка принесла ему первый настоящий успех. Владение театральной формой обнаружилось в другом спектакле — «Мачехе Саманишвили» Д. Клдиашвили, сделанном им совместно с Т. Чхеидзе. Увлеченность Стуруа игровой стихией театра проявилась в спектакле «Ханума» — остроумном, веселом представлении, в котором реалистические комические персонажи органично существовали по правилам условной игры.

В 1970-е годы появляется понятие «Театр Роберта Стуруа». В «Кваркаре» Какабадзе режиссер вставляет сцену из «Карьеры Артуро Уи» Брехта. Начинается «брехтовский» период в его творчестве, «период тотального моделирования» действительности. Образ-маска, возникшая впервые в этом спектакле, была воплощена Рамазом Чхиквадзе. С этим артистом Стуруа сделал два своих блистательных спектакля: «Ричард III» У. Шекспира (1979) и «Кавказский меловой круг» Б. Брехта (1975), которые принесли ему мировую известность.

В 1980-е годы Стуруа много ставит: «Роль для начинающей актрисы» Т. Чиладзе (1980), «Синие кони на красной траве» М. Шатрова (1980), «Вариации на современную тему» Р. Стуруа, Л. Попхадзе, А. Варсимашвили (1981), «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова (1983) и т. д. Важным в его творческой биографии стал «Король Лир» (1987), главную роль в котором блистательно исполнил Рамаз Чхиквадзе. В этом спектакле проявилась склонность Стуруа к философской режиссуре, в которой карнавальное восприятие мира несло в себе ощущение трагического финала. В спектакле «Жизнь есть сон» Кальдерона (1992) «мир расширился, включив в себя метафизическую реальность». Затем был «Добрый человек из Сычуани» (1993). В 1994 Стуруа ставит «Евангелие от Иакова» по букварю Якова Семеновича Гогебашвили («Грузинская азбука», 1865). В 1996 вышел спектакль по лирико-мифологической драме «Ламара» Г. Робакидзе, в 1997 — «Что ж с того, что мокрая сирень» Л. Табукашвили, пользующийся популярностью у молодого зрителя. В 1998 он ставит с молодым режиссером Д. Сакварелидзе «Женщину-Змею» К. Гоцци.

В 1987 году Роберт Стуруа выпускает спектакль "Брестский мир" М. Шатрова на сцене Театра имени Евг. Вахтангова, в котором были заняты его ведущие актеры: Михаил Ульянов, Василий Лановой, Евгений Карельских, Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Максим Суханов.

В 1998 году в Московском театре "Сатирикон" Стуруа поставил шекспировского "Гамлета", который был отмечен премией "Чайка" за самую оригинальную режиссерскую интерпретацию, а исполнитель роли Призрака и Клавдия — А. Филлипенко получил премию "За лучшего театрального злодея". В 2002 году в Московском театре "Сатирикон" впервые на российской сцене Стуруа поставил спектакль "Синьор Тодеро — хозяин". Последнее слово в оригинальном названии пьесы К. Гольдони "Синьор Тодеро — брюзга" заменено на "хозяин", что более точно определяет характер главного персонажа — взбалмошного старика, который по-хозяйски распоряжается судьбами близких людей и наслаждается своей безграничной властью в доме.

В 2000 году в театре имени Шота Руставели он ставит три спектакля: «Человек ли он?» И. Чавчавадзе, «Двенадцатую ночь» и «Гамлета» Шекспира.

В последние годы за пределами Грузии Р. Стуруа поставил спектакли: "Последняя запись Креппа" С. Беккета (Театр "Et Cetera", Москва, 2002), "Царь Эдип" Софокла (Национальный театр имени И. Франко, Киев, 2003), "Гамлет" У. Шекспира (Государственный театр, Анкара, 2004), "Ромео и Джульетта" У. Шекспира (Театр имени А. С. Пушкина, 2004), "Карьера Артуро Уи" Б. Брехта (Театр "Сан Мартин", Буэнос-Айрес, 2005).

У Стуруа два постоянных соавтора: художник Георгий Алекси-Месхишвили и композитор Гия Канчели.

Стуруа работал за рубежом, осуществил 16 постановок пьес Шекспира, Софокла, Мольера, Чехова, Брехта в разных театрах мира. Всего Роберт Стуруа поставил более 80 спектаклей.

С поста худрука Театра им. Шота Руставели уволен  приказом министра культуры и защиты памятников Грузии от 9 августа 2011 года.



Спектакли, поставленные в Вахтанговском театре
Премии, призы, награды