Уильям Шекспир

Гамлет (1932)

Трагедия

В апреле 1932 года постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» были ликвидированы многочисленные группы, школы и объединения во всех видах искусства. Уже введен в обиход термин «социалистический реализм». Вот-вот развернется компания против «формализма». Именно в такой обстановке появляется у вахтанговцев дерзкий «Гамлет».

По замыслу Акимова все сомнения и философствования Гамлета – выдумка, а на самом деле основная интрига шекспировской пьесы – борьба молодого принца за престол. Акимов выбрал для роли Гамлета комического актера – невысокого толстяка Анатолия Горюнова (о том, что Гамлет был «тучен и одышлив», писал сам Шекспир). Гамлет в спектакле Акимова – живой человек, весельчак и шутник. Изображая сумасшествие, он появлялся на базаре в ночной сорочке, с кастрюлей на голове, огромной морковью или с визжащим поросенком в руках. В патетический момент он наступал на шлейф королеве, а один из монологов произносил в ванной, намыливаясь и бреясь. Офелия превратилась в провинциальную хорошенькую простушку, мечтающую выйти замуж за принца. Она то сидела на коленях у очередного кавалера, то дремала над недопитым кубком. В последнем действии свои безумные речи Офелия произносила в пьяном виде, что снимало мысль о ее сумасшествии. Возвращаясь с очередной вечеринки, она просто оступилась и утонула.

Занавес Акимов сделал в виде средневековой кольчуги. Массовые сцены на фоне городской панорамы напоминали полотна Брейгеля. Спектакль вызвал бурную реакцию. Разгромные рецензии соседствовали с восторженными. Западные критики писали, что такой «Гамлет» произвел бы фурор в Европе. Все восхищались замечательной музыкой Шостаковича, прекрасной игрой Бориса Щукина — Полония, Анны Орочко — Гертруды и особенно Рубена Симонова — Клавдия.

«Гамлет» шел около года, а потом был снят. Акимова обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. В 1939 году, когда спектакль уже давно не шел, на 1-й Всесоюзной режиссерской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства.

Н. Акимов пишет в докладе о спектакле «Гамлет» художественному совету Театра: «Театральный зритель не видел еще постановки вне идеалистических тенденций. Единственная крупная постановка Гамлета после революции /МХТ 2/, продолжающая по существу Крэговскую линию  — борьбы духа с материей, идеологически явилась крупным шагом назад.

Совместные усилия идеалистической критики, переводчиков и театров привели к тому, что сейчас, когда нам нужно аргументировать перед читателем текстом Шекспира, нам приходится говорить об этом общеизвестном шедевре, как о совершенно новой никому не знакомой пьесе. Но для того, чтобы увидеть и понять, что же именно написал Шекспир, мы должны прочесть этот текст, преодолев могущественный гипноз 3-х вековой литературе о Гамлете, и, сбросив помутневшие Гетевские очки, взглянуть на дело собственным критическим глазом, рассмотреть действие в его конкретной исторической обстановке. Не отрывая Шекспира от идеологических корней его эпохи, на первой стадии изучения, разобравшись в конкретных поступках героев, мы неожиданно увидим, что эта  «бездейственная пьеса» на самом деле насыщена напряженным действием, ожесточенной борьбой 2-х главных героев Клавдия и Гамлета. Иными исследователями борьба эта признавалась / правда, как борьба «добра» со «злом» /, другие утверждали, что Гамлет борется главным образом сам с собой, со своим безволием, третьи признавали борьбу с Клавдием, как стремление отомстить за отца. Но самая конкретная причина борьбы, датский престол, не только не указывалась, но, иногда, и прямо отрицалась. Шекспир сделал все для ясного понимания этой линии, Гамлет то называет Клавдия шутом в царской одежде, то «карманным вором», укравшим тайком венец и сан, то, наконец, прямо говорит, что Клавдий «встал помехой между волей народа и моими / Гамлета / надеждами».

 

Основная сцена

Премьера состоялась 19 мая 1932 года

Действующие лица и исполнители:

Клавдий, король датский Рубен Николаевич Симонов
Гамлет, принц датский Анатолий Горюнов
Фортинбрас, принц норвежский Владимир Москвин
Полоний Борис Щукин
Горацио, студент Александр Козловский
Розенкранц, Иосиф Рапопорт
Гильденстерн, Константин Миронов
Священник Николай Бубнов
Марцелл, Александр Хмара
Бернардо, Михаил Державин
Франциско, Николай Смирнов
Актер — король Николай Яновский
Актер — королева Андрей Тутышкин
Актер — Луциан Дмитрий Журавлев
Администратор бродячей труппы Иван Каширин
1-й могильщик Владимир Балихин
2-й могильщик Освальд Глазунов
капитан Фортинбраса Виктор Эйхов
Английский посол Борис Королев
Вольтиманд, Борис Лебедев
Пират Федор Москвин
Гертруда Анна Орочко
Офелия Валентина Вагрина

Постановочная группа:

Постановка и художественное оформление Николай Акимов
Ответственный режиссер Борис Захава
Музыка Дмитрий Шостакович