В Год театра мы запускаем новый образовательный проект. В Арт-кафе Театра имени Евгения Вахтангова будут проходить лекции об истории, теории и практике мирового театра.

Посещение лекций бесплатно. Нужно только зарегистрироваться через Timepad.

______________________________________________________________________________________

Лекция №1 «Маска» - 16 февраля в 16:00. Регистрация закрыта.

Ведущий - театральный критик и историк театра, помощник художественного руководителя по творческим вопросам, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин.

«Маска»

Лекция посвящена истории и философии маски – старейшего предмета театрального костюма и реквизита.
Маска – исконный инструмент создания актерского образа, выражающий суть профессии актера: стать другим. Маска старше театра, у нее богатое обрядовое прошлое. В то же время традиция хоровых выступлений певцов и танцоров с открытыми лицами в древней культуре тоже весьма почтенна. Античную трагедию трудно вывести «по плавной прямой» из обрядовых действ: она несла в себе идею нового жанра, переворачивавшего привычные представления о зрелищной культуре. Почему же в трагедии – в этом новом жанре, с которого начался европейский театр, все же продолжали использовать старый, традиционный ритуальный инструмент – маску? 
В истории театра, чем ближе к нашему времени, тем чаще люди театра отмечали начало «нового стиля», «новой театральной эпохи». Любопытно то, что почти на каждом таком рубеже рядом с новыми театральными изобретениями в драматургии и театральной технике, как по волшебству, снова возникала маска – старейший, и, видимо, неискоренимый предмет театрального костюма и реквизита. Так было в XVI веке, когда итальянцы сделали популярным свой театр во всей Европе, и началась захватывающая история комедия дель арте. Так было и на рубеже XIX-XX веков, когда авангард, объявивший о том, что старый театр навсегда устарел, выбросил из своих театральных запасников, кажется, все, имеющее отношение к театральной старине, – кроме масок.
Задуматься о причинах «неискоренимости» маски из театра всегда актуально, особенно в Арт-кафе Театра имени Вахтангова – театра, столь прочно связанного с традицией старинной комедии масок.

______________________________________________________________________________________

Лекция №2 «Комедия» - 16 марта в 16:00. Ведёт Дмитрий Трубочкин. Регистрация откроется 20 февраля в 12:00. В новостях будет опубликована ссылка на Timepad.

До сих пор в науке не утихают дискуссии о том, какой жанр старше: трагедия или комедия. Те, кто возводит театр к обрядам плодородия, отдают первенство комедии. Те, кто утверждает, что траурная обрядность важнее для сложения театральных сюжетов, видят первичную основу театра в трагедии. Многие же уверены, что вопрос о первенстве бессмыслен, потому что театр невозможно себе представить без одновременной жизни этих двух жанров, как двух противоположных взглядов на мир, каждый из которых формирует свою философию и свою театральную образность. В лекции мы обратим преимущественное внимание на комедию и ее существенные особенности (сюжет, характеры, способы создания смешного, смысл комического в разные эпохи и у разных авторов), задумаемся о том, какая сила заключена в классических формах комедии, и что к ним добавляет современная театральная эпоха.

______________________________________________________________________________________

Лекция №3 «Онегин в книге и на сцене» - 24 марта в 16:00. Ведёт Александр Минкин. Регистрация откроется 20 февраля в 12:00. В новостях будет опубликована ссылка на Timepad.

Александр Минкин – журналист и театральный критик.
Минкин видит в классических текстах то, мимо чего десятилетиями и даже столетиями проходили другие. А увидев, он умеет рассказать об этом просто, убедительно и ярко. Читатели и слушатели удивляются: почему они не замечали эти факты раньше, ведь это очевидно! Многие после после выступления Минкина спешат открыть давно знакомые книги, чтобы убедиться, что там всё именно так написано.
В спектаклях Минкин также порой успевает увидеть гораздо больше, чем многие зрители, и сформулировать так, что даже те, кто не был в театре, «видят» мизансцены и «слышат» актёрские интонации.
Как он это делает? Ответ он давно нашёл в «Маленьком принце»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Потом остаётся всего лишь записать.
24 марта в Арт-кафе Театра Вахтангова Минкин расскажет о том, чего не заметили читатели в романе «Евгений Онегин», и что не успевают заметить зрители в спектакле Римаса Туминаса «Евгений Онегин».