Ф. Эрве

Мадемуазель Нитуш (1944)

Премьера спектакля состоялась в декабре 1944 года. Постановка вызвала возмущение начальства: «Когда пролито столько крови, не следует дрыгать ногами!» Подозрительной казалась сама возможность постановки оперетты драматическим театром во время войны. Но спектакль имел бурный успех у зрителей. Он был точен и легок, задушевно грациозен, без следов усилий и пота. Актеры-мастера играли блестяще, а в пестрых и нарядным массовых сценах была занята вся молодежь. «Мадемуазель Нитуш» на многие годы осталась в репертуаре. Шедевр военных лет стал московским шлягером.

«Спектакль «Мадемуазель Нитуш» является победой: не жанра оперетты, а самого театра, который захотел и смог сломать и освежить традиционно опереточный жанр. Эта победа не случайна. Она заработана добросовестным трудом, хорошей выдумкой, изобретательностью. Основной победитель здесь —  постановщик Рубен Симонов. Зритель ясно понимает, что любовь и стремление главных персонажей пьесы к театру — это возвышенное, одухотворенное стремление. Он радуется тому, что взбалмошная девочка — ученица чудака-органиста — и сам этот органист выходят сухими из всяческой беды, радуется наивности и душевной чистоте этой пары […]

От Г. Пашковой, играющей мадемуазель Нитуш, идет внутренняя серьезность, чистота и благородство. Зритель следит за изменчивым, трогательным и милым лицом артистки, за ее полудетской угловатостью, за правдой ее чувств. Это  — человек на сцене, лучшее достояние в любом искусстве […]

Чрезвычайно смешна и вполне правдоподобна, несмотря на резкую смелость внешнего образа, Е. Понсова — настоятельница пансиона Небесных Ласточек. Эта молодящаяся ханжа, продувная бестия, своего рода маленький Тартюф в юбке — хорошая выдумка, хороший театральный образ.

Простодушно грубоват в роли опереточного фата-полковника А. Горюнов.  С яростью и задором актера-импровизатора, воспитанного на «Принцессе Турандот», Горюнов осуществляет в спектакле связь со зрительным залом, с первого же появления став его любимцем […]

Крохотный, но смешной и трогательный выход артиста Б. Шухмина в роли помощника режиссера принадлежит к лучшим находкам спектакля. Это по-вахтанговски найденная краска.

Молодой артист В. Осенев — исполнитель второй после Нитуш ответственной и очень трудной роли органиста. В нем есть комедийная легкость, острота и изящество, очень хороший ритм и верность стилю спектакля […]

Спектакль «Мадемуазель Нитуш» богат настоящим весельем и хорошим театральным вкусом. То, что в нем удалось, — удалось не случайно. Это любовно и талантливо выношено  театром, отшлифовано исполнителями и постановщиком» (Павел Антокольский, «Комсомольская правда» от 19.01.1945 г.).

 

Основная сцена

Премьера состоялась 14 декабря 1944 года

Действующие лица и исполнители:

Дениза Галина Пашкова
Людмила Целиковская
Августин (Флоридор) Владимир Осенев
Сергей Лукьянов
Начальница пансиона Елена Понсова
Полковник Анатолий Горюнов
Фердинанд де Шамплатро Виктор Кольцов
Николай Гриценко
Коринна,
примадонна опереточного театра
Гарен Жуковская
Елена Берсенева
Нина Никитина
Лорио,
унтер-офицер
Николай Плотников
Николай Пажитнов
Директор театра Аркадий Марьин
Полинар,
помощник режиссера
Евгений Максимов
Борис Шухмин
Майкл,
режиссер американской труппы
Николай Гриценко
Вячеслав Дугин
Урсула К. Султанова

Постановочная группа:

Постановка Рубен Николаевич Симонов
Художник Николай Акимов
Текст интермедий Николай Эрдман
Стихотворный текст музыкальных номеров и интермедий Я. Галицкий
Оркестровка и музыка 2-го действия Александр Голубенцев