Юрий Олеша

Заговор чувств (1929)

Оригинальную инсценировку своей знаменитой повести «Зависть» Юрий Олеша сделал специально по просьбе театра. Спектакль вызвал множество дискуссий. Спорили о пьесе, но о режиссуре споров не было — все соглашались, что это — победа. Действительно, до сих пор у Попова не было спектакля столь красочного, музыкального, эффектного.

О. Литовский в газете «Комсомольская правда» за 16 марта 1929 г. пишет: «Как спектакль «Заговор чувств» замечательная победа театра Вахтангова. По словесной и психологической насыщенности пьеса Олеши для актерского исполнения необычайно трудна. И с этой трудной задачей актеры в общем справились с честью. Труднее всех, конечно, пришлось Глазунову в роли Андрея из-за временами не очень убедительного материала самой роли и ее суховатости. Глазунов с хорошей, благородной благородной выдержкой и чувством меры поправлял автора. Хорош Кавалеров (Москвин), трогательна Валя (Алексеева), сочно и тепло играет Щукин-Шапиро. Но бесспорным украшением спектакля был Горюнов — Иван Бабичев. Человек в котелке, в визитке, без жилета, с вылезающей распахнутой крахмальной грудью, с юридическим значком, с обрюзгшим лицом и хрипловатым голосом — таков вождь «заговора чувств», мещанский пророк и мессия, от которого обывательское стадо ждет чуда и спасения. Горюнов сумел показать с обнаженной ясностью всю душевную гниль, зависть и ненависть, которыми полны Иваны Бабичевы.

Драматургический материал Олеши, отличающийся парадоксальной остротой, сценическими обобщениями, отсутствием мелкого бытовизма, — представляет собою превосходное поле для театральной работы в настоящих вахтанговских традициях. Замечательная изобретательность режиссера (А. Попов), нигде не скатывающаяся до шаблона, дополненная превосходной работой художника Акимова и очень интересным, эмоционально окрашенным иллюстративно-музыкальным сопровождением Н. Попова, создали спектакль гармонически стройный, почти без срывов, диссонансов — спектакль, несомненно обогащающий нашу театральную культуру. Такие сцены, как сцена на кухне с поразительным типажем и обстановкой (целая армия примусов одна чего стоит), как у Кавалерова, с феерическим, остроумно сделанным сном, как на именинах, — сцены образцовые. Они лишний раз свидетельствуют, каким чудесным инструментом является театр им. Вахтангова, и как много мы можем от него ожидать.

Но об ожидании их нет надобности напоминать театру, показавшему, что он умеет и хочет идти в ногу с эпохой».

Основная сцена

Премьера состоялась 13 мая 1929 года

Действующие лица и исполнители:

Андрей Петрович Бабичев Освальд Глазунов
Иван Бабичев,
его брат
Анатолий Горюнов
Борис Захава
Николай Кавалеров Владимир Москвин
Александр Козловский
Валя Елизавета Алексеева
Валерия Тумская
Соломон Шапиро Борис Щукин
Иосиф Рапопорт
Вдова Аничка Прокопович Анна Запорожец
Лизавета Ивановна Вера Макарова
Вера Головина
Цецилия Мансурова
Ее муж Михаил Державин
Ее любовник Владимир Балихин
Виктор Кольцов
1-й жилец Иван Лобашков
2-й жилец Иван Каширин
3-й жилец Виктор Кольцов
Лев Снежницкий
Андрей Тутышкин
Врач Александр Хмара
Зиночка Александра Ремизова
Елена Берсенева
Елена Меньшова
Михал Михалыч Борис Шухмин
Анатолий Наль
Дамочка в зеленом Дина Андреева
Зоя Бажанова
Именинница Татьяна Шухмина
Витя Андрей Тутышкин
Гарри Виктор Эйхов
И. Богданов
Михаил Сидоркин
Почтенный старик Дмитрий Журавлев
Менее почтенный старик Борис Лебедев
Борис Шухмин
Немец Харрман Леонид Шихматов

Постановочная группа:

Постановка Алексей Попов
Художник Николай Акимов
Композитор Н. Попов