РУБЕН НИКОЛАЕВИЧ СИМОНОВ — Главный режиссер театра (1939-1968)

В 1939 году  главным режиссером театра был назначен Рубен Николаевич Симонов. Многие годы после смерти Вахтангова он работал рядом и наравне с Борисом Евгеньевичем Захавой. Теперь период коллективного руководства кончился. Личность руководителя многое определила в дальнейшем пути театра.

Первой постановкой 1939/40 года стал гоголевский «Ревизор», поставленный Б. Захавой при участии А. Ремизовой. Роль Городничего репетировал Борис Щукин, но 7 октября перед генеральной репетицией Щукин умер. Эта потеря была самой тяжелой для театра после Вахтангова.

В 1939 году театр принял к постановке трагедию с стихах В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов». Для постановки пригласили Н. Охлопкова. Хорош в этом спектакле был мудрый, ироничный Кутузов, сыгранный М. Державиным. А. Горюнов, сыгравший Наполеона, поражал внешним сходством с французским императором.

В феврале 1941 г. А. И. Ремизова, ученица Вахтангова и первая исполнительница роли Зелимы в «Принцессе Турандот» поставила спектакль «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана. Глубокая психологическая разработка характеров, острое чувство стиля автора, точное ощущение возможностей актеров — отличительные черты творческого почерка Ремизовой — достаточно отчетливо проявились в первой ее самостоятельной работе.

Последним предвоенным спектаклем стал лермонтовский «Маскарад» — премьера его была показана буквально накануне войны — 21 июня 1941 г. (постановка А. Тутышкина).

В одну из первых бомбежек в здание театра попала бомба. Среди погибших оказался один из лучших актеров театра — Василий Куза. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации. Эвакуировать вахтанговцев решили в Омск.

14 октября, спешно собравшись за сутки, отправились на восток. Взяли собой старшекурсников Щукинского училища, официально оформив их как членов семей артистов. Предупредить всех об отъезде не успели — Н. Плотникову пришлось добираться самому. Глазунов (его настоящая фамилия была Глазнек, его считали немцем, хотя он был латыш), тоже не успевший уехать с театром, был вскоре арестован.

Омский период остался в истории Вахтанговского театра как один из самых ярких периодов в его творческой биографии. С ноября 1941 года по август 1943 года на омской сцене три раза в неделю шли спектакли Омского театра, четыре раза — Московского театра имени Евгения Вахтангова. Этот факт положил начало многолетней дружбе двух театров.

В Омске появился принятый в театр Алексей Дикий, бывший актер и режиссер МХАТ-2, арестованный в 1937-м. После ссылки он был приглашен Рубеном Симоновым в театр и к февралю уже готовил выпуск «Олеко Дундича» А. Ржешевского и М. Каца. Премьеру «Олеко Дундича» показали 22 февраля 1942 года.

Перед первой омской премьерой отправилась на фронт бригада вахтанговских артистов, художественным руководителем которой была Анна Орочко, а  директором - Исайя  Спектор. Среди режиссеров и актеров этой бригады были А. Ремизова, А. Габович, И. Соловьев, В. Васильева, А. Граве, А. Котрелев,  Т. Блажина, А. Данилович, В. Данчева, А. Лебедев. Фронтовой филиал театра прошел с действующей армией до самого Берлина, в Москву он вернулся лишь в июне 1945 года.

Идет спектакль...

Вслед за «Дундичем» к годовщине начала войны Дикий выпустил премьеру пьесы Константина Симонова «Русские люди» с Е. Коровиной и А. А6рикосовым в главных ролях. 

6 ноября показали премьеру «Фронта» А. Корнейчука. Пьеса впрямую про войну была необходима и театру, и зрителям. Армия отступала, ждали спектакля, поднимающего боевой дух.

Н. Охлопков репетировал «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. Премьеру показали 20 ноября. И вновь в центре ее была великолепная пара: Симонов и Мансурова.

19 ноября 1942 года началось наступление наших войск под Сталинградом. Ужас бесконечных поражений закончился. Напряжение первых военных лет, заставлявшее людей сбиваться вместе, поддерживая друг друга, отпустило.

Вахтанговская молодежь репетировала веселые комедии: весной 1943-го вышли сначала «Слуга двух господ» К. Гольдони в постановке А. Тутышкина, а затем музыкальный «Синий платочек» В. Катаева, поставленный М. Сидоркиным.

Предвоенные и военные годы пополнили вахтанговскую труппу новыми прекрасными актерами: пришли Л. Целиковская, Л. Пашкова, Н. Гриценко А. Казанская, Ю. Любимов, В. Осенев, В. Шлезингер, В. Этуш, Г. Жуковская, Е. Измайлова, В. Дугин, А. Граве, Е. Коровина, Е. Федоров.

Летом, после Курской битвы, стало ясно, что пора возвращаться в Москву.

Первым спектаклем послевоенного сезона была стихотворная трагедия В. Соловьева «Великий государь» в постановке Б. Захавы и оформлении В. Фаворского.

Закрывали сезон 1945/46 года одной из самых неожиданных постановок в репертуаре вахтанговского театра — «Электрой» Софокла в постановке Е. Гардт и оформлении архитектора Г. Гольца и знаменитого скульптора В. Мухиной.

В августе 1946-го вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда» и „Ленинград"", осуждающее «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Вслед за этим последовало постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Теперь театры обязаны были ежегодно ставить как минимум два-три «новых высококачественных в идейном и художественном отношении спектакля на современные советские темы». Любимый вахтанговцами лирико-комедийный репертуар практически оказывался под запретом.

В обстановке пустого и бессмысленного репертуара, отупляющего театральную мысль и растренировывающего актеров, тяжеловатая реалистическая основательность постановок Бориса Захавы давала театру иллюзию серьезной работы. Его «Молодую гвардию» Театр Вахтангова выпускал в 1948 году, вслед монументальной охлопковской версии.

Самой прославленной «антикапиталистической» постановкой театра стал «Заговор обреченных» Н. Вирты — о борьбе с фашистским заговором в некоем вымышленном европейском государстве.

Любопытно, что эти «задавленные» годы принесли вахтанговцам настоящий успех — мелодраму «Седая девушка» китайских драматургов Хэ Цзинчжи и Дин Ни. Сергей Герасимов поставил у вахтанговцев современную легенду (времен антияпонской войны Китая) изысканно, почти строго, в тонко стилизованных декорациях Рындина.

Еще в 1951 году возобновили «Егора Булычова», сошедшего с афиши после смерти Щукина. Теперь Захава ввел на главную роль Сергея Лукьянова. И весь спектакль, где каждый эпизод, как в былые годы, был отлично сделан, со многими прежними исполнителями: Е. Алексеевой, Д. Андреевой, Н. Русиновой, В. Кольцовым и прекрасной новой Шуркой — озорной, дерзкой, умной Г. Пашковой — стал живым и значительным.

1954 год начали с восстановления не шедшего после ареста Глазунова спектакля «Перед заходом солнца». Теперь в центре спектакля А. Ремизовой был Михаил Астангов.

В том же году к ноябрьским праздникам Рубен Симонов восстановил «Человека с ружьем». Ленина теперь играл Н. Плотников.

Тогда же, весной 1954 года, вышла не самая значительная, но, может быть, самая счастливая постановка театра за прошедшие годы: молодой Евгений Симонов, сын главного режиссера, поставил сказку С. Маршака «Горя бояться — счастья не видать».

Это была уже третья постановка Симонова-младшего. Придя в театр, он привел с собой своих ровесников и после своей первой постановки — «Летнего дня» (в 1950 году), шекспировские «Два веронца» 1952 года вывели на сцену всю молодежь театраЮ. Любимова и Н. Тимофеева, А. Гунченко и А. Парфаньяк, В. Этуша и М. Грекова.

Пожалуй, в пятидесятые годы вахтанговская труппа была самой сильной в Москве. Сформирована она была только из выпускников собственного училища — лучшего в столице.

С конца сороковых до начала шестидесятых один за другим из училища в труппу пришел весь тот цвет актерской молодежи, что потом назвали по аналогии со Вторым поколением МХАТа — Вторым поколением вахтанговского театра. В сорок восьмом пришел Евгений Симонов, на следующий год — его однокурсница Юлия Борисова, в пятидесятом — Михаил Ульянов, в пятьдесят втором — Юрий Яковлев, в пятьдесят восьмом — Василий Лановой, в шестьдесят первом — Л.юдмила Максакова. Постарше были появившиеся немного раньше Лариса Пашкова и Николай Гриценко, вернувшиеся с войны Владимир Этуш и Михаил Греков, но их тоже относили к знаменитому Второму поколению, расцветшему с «оттепелью». В те же годы пришли А. Кацынский, А. Гунченко, А. Парфаньяк, Н. Тимофеев, М. Дадыко, Г. Дунц, Г. Абрикосов, Е. Добронравова, Н. Нехлопоченко, Т. Коптева, за ними — В. Шалевич, Е. Райкина, А. Петерсон, Ю. Волынцев. Все они после училища проходили свою актерскую школу уже в театре, прежде всего — в спектаклях А. И. Ремизовой.

Благодаря Александре Ремизовой в репертуаре театра появились имена Достоевского и Чехова.

В 1958 году А. И. Ремизова поставила один из своих лучших спектаклей «Идиот» (в инсценировке Ю. Олеши по одноименному произведению Ф. М. Достоевского). Это было серьезное, не поверхностное прочтение романа Достоевского. В роли Князя Мышкина — Николай Гриценко, Настасьи Филипповны — Юлия Борисова, Рогожина — Михаил Ульянов. В спектакле также играли: Л. Целиковская, Е. Алексеева, Н. Пажитнов, В. Покровский, А. Дугин, А. Граве.

В 1960 году был поставлен чеховский «Платонов» («Пьеса без названия»).

Спектакль по Горькому «Фома Гордеев», который Р. Н. Симонов выпустил в 1956 году, открыл в роли Фомы молодого Григория Абрикосова.

Рубен Симонов настолько любил музыку, что в театре шутили, будто и «Живой труп» в 1962 году он поставил только ради цыганского пения: на каждый спектакль специально из Ленинграда приезжал гитарист-виртуоз С. Сорокин. В «Живом трупе» прелестна была совсем юная Л. Максакова, игравшая Машу.

23 декабря 1956 года вышла премьера «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо в постановке Евгения Симонова с Ц. Л. Мансуровой и Р. Н. Симоновым в главных ролях. Оформлял спектакль М. Сарьян.

В 1957 году Евгений Симонов поставил свой третий молодежный спектакль — «Город на заре». «Город на заре» во многом предварял будущую знаменитую «Иркутскую историю». В центре его была молодежь: открытый и энергичный Костя Белоус (М. Ульянов), страстная, порывистая Оксана (Л. Пашкова), доверчивый, беспомощный, но внутренне твердый Веня Альтман (Ю. Яковлев), смешной и трогательный мечтатель Зяблик (М. Греков играл ту же роль 17 лет назад в Арбузовской студии).

В январе 1958-го Захава выпускает «Гамлета» с Михаилом Астанговым в главной роли.

1959 год дал финальный аккорд «колхозной» комедии конца сороковых — «Стряпуху» А. Софронова, пользовавшуюся такой искренней и простодушной симпатией зрителей, что Софронов написал продолжение, и через два года «Стряпуха замужем» снова собирала полные залы.

Под новый, 1960 год, Евгений Симонов поставил спектакль знаменитый и замечательный — пьесу А. Арбузова «Иркутская история». Автор посвятил ее Юлии Борисовой.

Сезон 1960/61 года начался премьерой комедии «Дамы и гусары» А. Фредро в постановке А. Ремизовой. Этот остроумный музыкальный спектакль восходил к водевильной традиции «Льва Гурыча Синичкина».

Евгению Симонову еще в 1962 году было предложено возглавить Малый театр, но и от постановок в родном театре он не отказывался. Его режиссерской удачей стала «Западня» (поставленная в 1965 году вместе с В. Шлезингером) — инсценировка по роману Э. Золя.

В 1963 году, к столетию со дня рождения К. С. Станиславского и восьмидесятилетию Е. Б. Вахтангова, Р. Н. Симонов возобновил «Принцессу Турандот». На этот раз в ней играли не робкие ученики, как когда-то, а великолепные, всеми признанные актеры: Ю. Борисова — капризная, надменная принцесса, В. Лановой — красавец Калаф, Л. Максакова — страстная Адельма, Е. Райкина — наивная Зелима.

В 1965 году Р. Симонов выпустил премьеру «Диона» — близкую к политическому памфлету комедию Леонида Зорина, а в 1966 году «Конармию» по мотивам рассказов И. Бабеля и стихам В. Маяковского.

В недолгом, обманчивом и опасном благополучии шестидесятых годов прекрасные актеры были надежной опорой для театра. Это время дало два спектакля-дуэта, трезво встречавших новое время: «Двое на качелях» У. Гибсона (постановка Д. Андреевой) и «Варшавская мелодия» Л. Зорина (последняя постановка Рубена Симонова).

В середине шестидесятых Вахтанговский Театр  снова стал моден, попасть туда было трудно. Зрители любили оформленный Акимовым спектакль Ремизовой «Миллионерша» Б. Шоу — ее играли часто, в течение почти пятнадцати лет.

К концу 1968 года А. Ремизова выпустила премьеру комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Это была последняя работа Николая Акимова-художника, он так и не успел увидеть на сцене своего оформления. Спектакль был любим зрителями и получил Государственную премию.

Одним из любимых, долго державшихся в репертуаре спектаклей явился и мольеровский «Мещанин во дворянстве» — смешной, милый, радостный — в постановке В. Шлезингера.